Как выбрать зимние шины? Топ-10 моделей
Выбор зимних шин – важный аспект подготовки автомобиля к зимнему сезону. От того, какая резина будет на колесах вашей машины, зависит безопасность езды по снегу, льду и в условиях низких температур. Правильно подобранные шины обеспечивают надежное сцепление с дорогой, сокращают тормозной путь и улучшают управляемость на скользких покрытиях.
При выборе зимних шин необходимо учитывать климатические особенности региона, тип дорожных покрытий, на которых будет эксплуатироваться автомобиль, а также характеристики шин, такие как наличие шипов, рисунок протектора и состав резиновой смеси. В данной статье мы расскажем, на что обратить внимание при покупке зимних шин, дадим несколько рекомендаций по их использованию и предложим ознакомиться с десятью достойными внимания сериями шин из нашего каталога.
Содержание:
- Особенности состава зимних шин
- Рисунок протектора
- Тип зимней шины
- Индекс скорости и нагрузки
- Типоразмер
- Нюансы использования зимних шин
- Топ-10 моделей зимних шин
Особенности состава зимних шин
Основным компонентом всех шин является резина – материал, получаемый в результате технологической обработки каучука, натурального или синтетического. Обычно покрышка состоит из сочетания природного и искусственного материала. Также в состав входят технический углерод (сажа), который иногда заменяют кремниевой кислотой, смолы, масла и некоторые другие элементы.
Резина, изготовленная из искусственного каучука, занимает большую часть рынка благодаря высокой стойкости к износу, воздействию растворителей и высоких температур. Кроме того, добыча натурального каучука затратна, поэтому шины с высоким содержанием синтетического материала стоят дешевле. Но есть у искусственной резины недостаток: она достаточно жесткая, а при низких температурах «дубеет» еще больше, что делает ее малопригодной для использования в холодную погоду. Поэтому в составе зимних шинах более высокий, чем у летних моделей, процент натурального материала – эластичного и устойчивого к морозам. Специальные масла также препятствуют затвердеванию покрышки. Благодаря этим особенностям, зимние шины сохраняют свои свойства даже при низкой температуре и обеспечивают хорошее сцепление с заледенелой или покрытой снегом дорогой.
Рисунок протектора
Протектор – это внешняя часть шины, которая непосредственно контактирует с поверхностью дороги. Он состоит из слоев резины, расположенных поверх каркаса шины, и служит для обеспечения сцепления с дорогой, устойчивости автомобиля, а также для отвода воды. Каналы, блоки и ламели на протекторе образуют его рисунок. Можно выделить три основных типа рисунков протектора:
- симметричный направленный: самый распространенный тип рисунка среди зимних шин. Каналы образуют V-образную структуру, которая увеличивает площадь контакта с дорогой, тем самым улучшая сцепления с ней. Система прорезей обеспечивает эффективный отвод как воды, так и снега. Такие колеса маркируются стрелкой, которая указывает направление вращения – поэтому на это обязательно надо обратить внимание при установке;
- симметричный ненаправленный: универсальный вариант рисунка, который подходит для езды как по асфальту, так и по бездорожью. Он обеспечивает хорошую управляемость, сокращает тормозной путь, но имеет ограниченные скоростные качества, а также высокий риск аквапланирования. Впрочем, при этом хорошо себя показывает в условиях передвижения по рыхлому снегу. Шина с таким рисунком часто используется в качестве запасной, так как может быть установлена на любое колесо;
- асимметричный: две стороны покрышки отличаются, причем отличие может быть как в составе резины, так и в узоре протектора. Каждая из сторон выполняет свои функции: одна обеспечивает сцепление с дорогой, а вторая отводит снег, воду и грязь. Благодаря асимметричному рисунку достигается высокий уровень управляемости, он подходит для езды на высокой скорости и для больших нагрузок. Среди зимних покрышек довольно много вариантов с ассиметричным узором протектора (особенно среди моделей от китайских производителей), но их доля меньше, чем в сегменте летних шин, и они значительно уступают по популярности симметричному направленному рисунку. При монтаже нужно обратить внимание на указатели направления движения.
Тип зимней шины
Зимние погодные условия в разных климатических зонах отличаются. Где-то это суровая зима с постоянными снегопадами, морозами до -40°C и гололедом. Где-то температура колеблется в районе 0°C, а водители то и дело сталкиваются со слякотью и грязью. В некоторых местах вообще нет нужды задумываться о сезонной замене резины. Именно с расчетом на разные погодные условия зимние шины делят на европейские и скандинавские. У каждого типа есть свои особенности:
- скандинавские шины подходят для морозных снежных зим. Они сделаны из мягкого и эластичного резинового состава, который лучше сохраняет свои характеристики при низкой температуре, обеспечивая хорошее сцепление даже с обледенелым асфальтом. Протектор таких шин имеет ярко выраженный узор с большим количеством ламелей, что позволяет покрышкам легко очищаться от снега и грязи, избегая пробуксовок. Срок службы скандинавских моделей обычно составляет 2-3 сезона;
- европейские шины не предназначены для езды по льду, но хорошо справляются с ездой по мокрому асфальту. Протектор у них более жесткий, чем у скандинавских покрышек, имеет диагональный рисунок, на нем больше водоотводных каналов, а вот блоков меньше. Европейские покрышки лучше подходят для быстрой езды, а благодаря жесткой резине их срок службы дольше, чему у скандинавских – где-то 4-5 сезонов.
Шипы и их замена
Скандинавские шины делят по наличию шипов на два типа: шипованные и фрикционные. Шипованные модели имеют очень высокие ходовые качества при езде по льду и снегу. Стальные зубья пробивают ледяной покров, обеспечивая надежное сцепление со скользкой поверхностью. Но на асфальте они могут скользить, имеют увеличенный тормозной путь, создают лишний шум и вибрации, а также портят дорожное покрытие, поэтому в странах с мягким климатом шипованные покрышки вовсе запрещены. В таких условиях лучше справляются шины без шипов (фрикционные): если трасса не обледенела, то такая покрышка обеспечит достаточную ходовую устойчивость за счет ламелей и граней протекторных блоков.
Отдельный тип составляют модели с возможностью ошиповки. На таких моделях есть отверстия для установки и замены шипов. Это можно сделать вручную или на шиномонтаже – правда, такая процедура потребует дополнительных затрат. Их можно использовать и без шипов, но делать это нежелательно, так как рисунок протектора и количество ламелей у них соответствует шипованному типу. Также стоит отметить, что повторную ошиповку можно провести только в случае хорошей сохранности протектора.
Индекс скорости и нагрузки
При выборе шины необходимо обратить внимание на два показателя несущей способности – индекс скорости и индекс нагрузки.
- Индекс нагрузки – определяет максимальный вес, который выдержит покрышка. Чтобы понять, какие показатели вам подходят, нужно поделить вес вашего автомобиля на четыре – индекс нагрузки шины не должен быть меньше полученного значения.
- Индекс скорости – в буквенной форме зашифрована максимальная скорость, которую может выдержать шина при регулярной эксплуатации.
Использование шин с неправильным индексом нагрузки и езда на скорости, превышающей индекс скорости, увеличивает износ резины и расход топлива, а также ухудшает управляемость автомобилем.
Типоразмер
На боковине шины можно увидеть сочетание букв и цифр, например, 175/70 R14 82T. Это типоразмер покрышки, и, если уметь его читать, можно, даже не будучи профессионалом, получить довольно большой объем информации о ее характеристиках. Рассмотрим, что значит каждый элемент этой надписи:
- 175 – ширина профиля шины в миллиметрах;
- 70 – отношение высоты профиля шины к ширине, выраженное в процентах. Из двух шин с одинаковой шириной, крупнее будет та, у которой этот показатель больше. Если же ширина отличается, а процент одинаковый, то более широкая модель будет выше. У полнопрофильных шин данная пропорция может не указываться – она всегда ровняется 80-82%;
- R – радиальная конструкция шины, то есть волокна корда расположены перпендикулярно линии движения колеса. Альтернативой является диагональная конструкция, когда нити расположены под углом 45° – у такой конструкции нет отдельного буквенного обозначения, а технология их производства считается трудоемкой и устаревшей, поэтому их почти нет в продаже;
- 14 – посадочный диаметр шины или диаметр диска для нее, выраженный в дюймах;
- 82 – индекс нагрузки;
- Т – индекс скорости.
Есть также два вида американских типоразмеров. В первом, кроме уже упомянутых характеристик, дополнительно указывается класс грузоподъемности автомобиля: P (Passanger) – для легковых, LT (LightTrack) – для легких грузовиков. Во втором, вместо соотношения ширины и высоты указывается просто высота, а все значения приведены в дюймах.
Евроэтикетка
При осмотре новой шины вы можете найти на ней разноцветную наклейку – евроэтикетку. Кроме информации о производителе, размере покрышки, индексах скорости и нагрузки, на ней отображены несколько характеристик, которые помогут без тест-драйва составить представление о ездовых качествах шины.
- Топливная эффективность – оценка уровня сопротивления качанию покрышки и, как следствие, ее влияние на экономию топлива. Имеет значения от Aдо G, где A – самая высокая степень экономичности и сопротивления качанию, а G – самая низкая.
- Сцепление на мокрой дороге – поможет определить, насколько шина подходит для езды в дождливую погоду или в период таяния снега. Класс A – максимальное качество сцепления с дорожным покрытием, класс G – минимальное.
- Уровень шума – количество децибел шума, создаваемого шиной при езде по трассе. Дополнительно может обозначаться буквами от A (самый тихий класс) до C (самый громкий).
- Пиктограмма с горой и снежинкой – шина прошла проверку на заснеженной дороге.
- Пиктограмма с частично заштрихованной горой – покрышка прошла проверку на обледенелой трассе.
Евроэтикетку можно встретить только на фрикционной резине. Шипованные покрышки не проходят проверку по этому формату, так как запрещены во многих европейских странах. Также стоит отметить, что на этикетках разных лет набор буквенных значений может отличаться, но считать информацию будет несложно: все схемы интуитивно понятны.
Некоторые нюансы использования зимних шин
- Когда нужно менять шины? По законодательству нашей страны, зимнюю резину нужно «обуть» не позднее 1 декабря, а с 1 марта можно переходить на летнюю. Оптимальная среднесуточная температура для замены шин – 5-7°C.
- Нужно помнить, что безопасность езды в любую погоду зависит, в первую очередь, от стиля вождения. Тем не менее, правильно подобранная шина, сможет улучшить комфорт и уверенность на дороге.
- Можно ли использовать внесезонную шину? Нужно помнить, что она не сможет обеспечить такое же качество езды, как специализированные модели. В странах, где погода в теплый и холодный сезон резко отличаются, лучше все-таки менять резину. И пока глобальное потепление окончательно не внесло свои коррективы, Беларусь – одна из таких стран.
- Не стоит использовать разные типы покрышек на передних и задних колесах – такая экономия может привести к заносам на поворотах.
- Во время езды по снегу в каналы и микротрещины забивается снег и попадают капли воды, которые могут ускорить износ покрышки, особенно в морозную погоду. Перед тем, как отправиться в путь, желательно очистить шину. Помогут в этом кондиционеры для покрышек, которые, оказываясь в трещинах, образуют защитную прослойку.
Признанные бренды по производству зимних шин
Предлагаем ознакомиться с некоторыми производителями зимних шин, бренд которых является гарантией качества их продукта. Это не исчерпывающий список, также сюда не вошли компании, специализирующиеся на бюджетном сегменте. В продаже немало хороших белорусских, китайских и российских покрышек, однако перед их покупкой лучше подробно ознакомиться с отзывами пользователей и рекомендациями специалистов.
- Bridgestone (Япония)
- Michelin (Франция)
- Nokian (Финляндия)
- Continental (Германия)
- Pirelli (Италия)
- Goodyear (США)
- Yokohama (Япония)
- Hankook (Южная Корея)
- Matador (Словакия)
Топ-10 моделей зимних шин
iLink L-Snow 96
За последние годы в продаже появилось немало шин китайских брендов, и некоторые из них заслужили доверие водителей. Продукция компании iLink получила хорошие отзывы от покупателей. Относительно новая бюджетная покрышка L-Snow 96 имеет асимметричный рисунок с неглубокими диагональными водоотводными каналами с одной стороны и ярко выраженным агрессивным узором с другой. Пользователи отмечают низкий уровень шума, достойное качество и хорошую управляемость данной модели.
Особенности
- тип автомобиля: легковой;
- протектор: асимметричный;
- высота профиля: от 175 до 235 мм;
- диаметр: от 14 до 17'';
- не шипованная.
Cordiant Winter Drive 2 SUV
Бюджетная шина скандинавского типа для внедорожников. У данной покрышки симметричный направленный рисунок с мощной продольной ломанной линией по центру, дополнительными блоками по каждую сторону от нее и довольно габаритными боковинами. Для улучшения устойчивости на дороге на шашках есть объемные ламели с различной частотой, в зависимости от расположения блока.
Особенности
- тип автомобиля: внедорожник;
- типшины: скандинавский;
- протектор: симметричный направленный;
- высота профиля: от 205 до 235 мм;
- диаметр: от 16 до 18'';
- не шипованная.
Белшина Artmotion Snow HP
Невозможно не упомянуть пользующиеся большой популярностью шины отечественного производителя. Белшина Artmotion Snow – хороший выбор по соотношению цена/качество. Она подходит для легковых автомобилей, имеет симметричный направленный рисунок протектора. Эти шины относятся к скандинавскому типу без ошиповки. Они не отличаются высокой устойчивостью к аквапланированию, зато имеют неплохой уровень сопротивления качанию. Покупатели отмечают хорошее качество сцепления с дорогой, проходимости по снегу и довольно длительный срок эксплуатации.
Особенности
- тип автомобиля: легковой;
- типшины: скандинавский;
- протектор: симметричный направленный;
- высота профиля: от 215 до 225 мм;
- диаметр: от 17 до 18'';
- не шипованная.
Hankook Winter i*Pike RS2 W429
Скандинавские шины от бренда Hankook подходят для легковых автомобилей. Рисунок протектора здесь симметричный направленный. В центре находятся мощные блоки для тяги как на рыхлом, так и на уплотненном снегу, боковые фрагменты улучшают сцепление с обледенелым покрытием. Возможность ошиповки поможет подготовиться к морозной и снежной зиме и добиться максимально надежной езды.
Особенности
- тип автомобиля: легковой;
- типшины: скандинавский;
- протектор: симметричный направленный;
- высота профиля: от 155 до 265 мм;
- диаметр: от 13 до 19'';
- есть возможность ошиповки.
Nokian Nordman 7
Шипованная зимняя шина от компании, расположенной в финском городе Нокиа – том самом, в честь которого был назван производитель телефонов, ставших образцом надежности и прочности. Шины из этого города также имеют репутация качественного продукта. Nokian Nordman 7 предназначена для легковых автомобилей. Модель имеет устойчивую к повреждениям усиленную боковину. Ошиповка включает стальные шипы и каплевидные амортизаторы Air Claw. Пользователи жалуются на шум при скорости около 100 км/ч, зато качество и надежность езды этой покрышки сомнению не подвергаются.
Особенности
- тип автомобиля: легковой;
- типшины: скандинавский;
- протектор: симметричный направленный;
- высота профиля: от 155 до 235 мм;
- диаметр: от 13 до 17'';
- шипованная.
Matador MP 93 Nordicca
Словацкий бренд Matador принадлежит компании Continental. Несмотря на меньшую известность, дочерняя компания вполне успешна на рынке продажи шин, а ассортимент ее продукции включает широкую линейку покрышек и других принадлежностей для разных типов автомобилей. Matador MP 93 Nordicca– это зимняя шина европейского типа, которая подходит как для легковых автомобилей, так и для внедорожников. Рисунок протектора симметричный направленный, с равномерно распределенными небольшими сегментами, отвечающими за курсовую устойчивость. Боковины аккуратно закруглены.
Особенности
- тип автомобиля: легковой, внедорожник;
- типшины: европейский;
- протектор: симметричный направленный;
- высота профиля: от 185 до 275 мм;
- диаметр: от 15 до 20'';
- не шипованная.
Goodyear UltraGrip Performance+ SUV
Шина от американского производителя является улучшенной версией модели предыдущего поколения UltraGrip Performance Gen-1. В новой серии был изменен состав резиновой смеси: добавление новой смолы позволило добиться ускоренного восстановления формы после деформации, благодаря чему тормозное усилие лучше преобразуется в сцепление. Эластичность смеси при низких температурах также был улучшен. Покрышка предназначена для внедорожников и относится к европейскому типу, то есть подойдет для мягких зим и межсезонья. Симметричный направленный рисунок протектора имеет большое количество небольших продольных канавок для лучшего отвода воды. Шины данной линейки прошли проверку как на заснеженной, так и на обледенелой дороге.
Особенности
- тип автомобиля: внедорожник;
- типшины: европейский;
- протектор: симметричный направленный;
- высота профиля: от 215 до 295 мм;
- диаметр: от 17 до 21'';
- не шипованная.
Continental WinterContact TS 870 P
Премиальная покрышка для кроссоверов и внедорожников от немецкого бренда. Направленная центральная часть протектора разделена на сегменты с большим количеством ламелей, которые улучшают сцепление с заснеженной дорогой. Глубокие каналы и широкие пологие боковины помогают быстро избавляться от налипшего снега.
Особенности
- тип автомобиля: легковой, внедорожник;
- типшины: европейский;
- протектор: симметричный направленный;
- высота профиля: от 195 до 325 мм;
- диаметр: от 16 до 22'';
- не шипованная.
Pirelli Scorpion Ice Zero 2
Премиальные шипованные покрышки от итальянской компании Pirelli. Линейка рассчитана на кроссоверы и внедорожники (для легковых автомобилей предназначена серия Pirelli Ice Zero 2). Шина относится к скандинавскому типу и прекрасно справляется с заснеженным и с обледенелым дорожным покрытием. Расположение и конструкция шипов максимально продуманы. Зубья окружены небольшими углублениями, которые препятствуют обледенению металла. А распределены шипы так, чтобы во время езды не попадать в уже образованные лунки. Это позволяет добиться максимальной тяги при езде по льду и снегу. Рисунок протектора классический для зимних шин – симметричный направленный, с большим количеством разнонаправленных глубоких канавок. Боковины резкие и угловатые, вероятно, чтобы уменьшить ширину покрышки, тем самым увеличить давление в пятне контакта и силу сцепления с дорогой.
Особенности
- тип автомобиля: внедорожник;
- типшины: скандинавский;
- протектор: симметричный направленный;
- высота профиля: от 215 до 315 мм;
- диаметр: от 16 до 22'';
- шипованная.
Michelin X-Ice Snow
Еще одна премиальная шина, на этот раз от французов. Она заменила модель X-Ice Xi3 и имеет полностью обновленную конструкцию и улучшенный состав резины. Благодаря новому рисунку протектора с увеличенным количеством блоков и широкими дренажными канавками, шина обеспечивает отличную курсовую устойчивость и сцепление на снегу и льду. Использование двух типов ламелей улучшает управляемость, а новая резиновая смесь Flex-Ice 2.0 увеличивает эластичность и износостойкость при низких температурах, предотвращая разрушение протектора. Шина предназначена для легковых автомобилей.
Особенности
- тип автомобиля: легковой;
- типшины: скандинавский;
- протектор: симметричный направленный;
- высота профиля: от 175 до 315 мм;
- диаметр: от 14 до 21'';
- не шипованная.