Как выбрать VR-шлем?
На дворе 2018 год — шлемы виртуальной реальности уже вовсю шагают по планете больше двадцати месяцев. Если вы еще не пробовали поиграть или посмотреть фильм в VR, вам срочно нужно это сделать, потому что ощущения от этого совершенно новые и кардинальным образом отличаются от игры на мониторе или просмотра видео на телевизоре. Эффект погружения невероятен, и уже он стоит тех сотен долларов, которые можно потратить на VR.
В этой статье мы поговорим о том, какие модели популярны и почему, какой именно шлем лучше выбрать и чего следует остерегаться — например, тем, кто пользуется очками.
Определитесь с выбором платформы
Первым делом нужно определиться с типом VR-шлема, который вы будете покупать. Алгоритм довольно прост:
-если у вас есть мощный игровой ПК, есть смысл в покупке шлема HTC или Oculus;
-если у вас есть современный Android-смартфон с большим экраном высокого разрешения (желательно — Samsung Galaxy S7 или новее) и мощной начинкой, есть смысл в покупке VR-шлема для смартфона (например, Gear VR);
-если у вас есть PlayStation 4 или PlayStation 4 Pro, покупка PlayStation VR — оптимальный вариант;
-если ни одно из вышеперечисленных условий не выполнено, можно задуматься о покупке автономного VR-шлема;
-наконец, если ваш бюджет не ограничен, а в доме достаточно места (или вы даже можете выделить для VR отдельную комнату) лучший вариант — сборка нового игрового компьютера и покупка Oculus Rift или HTC Vive.
Даже если ваш смартфон не слишком новый, но использует операционную систему Android, его можно заставить работать с картонкой с парой линз внутри — например, Espada Eboard3D1. Естественно, не стоит ожидать от такого решения реалистичной графики и быстрой работы.
VR для ПК
Три основных VR-платформы для персональных компьютеров — Vive от тайваньской HTC, Rift от Oculus и Facebook, а также Windows Mixed Reality от Microsoft и нескольких ее партнеров. Все они имеют свои преимущества и недостатки, но в целом «бегут» далеко впереди мобильных VR-шлемов и PlayStation VR.
HTC Vive многими считается топовым шлемом виртуальной реальности — он получил дисплеи очень высокого разрешения, продвинутую систему слежения за движениями пользователя и гибкие контроллеры для обеих рук. Также для него выпускаются многие AAA-эксклюзивы вроде Fallout 4 VR и DOOM VFR (их можно заставить работать и на других шлемах, но за результаты мы не ручаемся).
Сразу, однако, стоит сказать, что вскоре HTC планирует выпустить в продажу новую версию своего шлема под названием Vive Pro. Таким образом, покупка оригинальной модели сейчас вряд ли оправдана.
Кроме того, во многом оригинальная модель уступает Oculus Rift. Во-первых, контроллеры Rift, которые выпустили несколько позже, считаются гораздо более удобными. Во-вторых, в Vive чуть хуже оптика. В-третьих, конструкция шлема не очень удобна для тех, кто пользуется очками.
Зато у Vive есть большое потенциальное преимущество в виде беспроводного модуля, который появится в продаже в ближайшие месяцы (он будет работать и с обычным Vive, и с Vive Pro) и позволит избавиться от постоянно мешающих во время игры проводов. У конкурентов аналогов пока нет, хотя в будущем и они наверняка предложат такую возможность.
Таким образом, Vive — это однозначно вариант для терпеливых и обеспеченных ПК-геймеров.
Oculus Rift выгодно отличается от Vive по многим пунктам. Во-первых, его стоимость заметно ниже (в Беларуси, впрочем, разница в цене не так ощутима). Во-вторых, Vive удобнее в плане эргономики и использует оптику более высокого качества. В-третьих, его контроллеры позволяют контролировать отдельные пальцы на виртуальной руке; кроме того, они легче и в целом удобнее контроллеров Vive.
А вот с трекингом движений и головы пользователя у Rift дела обстоят не так хорошо. Его сенсоров хватает для точного отслеживания, но система Lighthouse, которая создана инженерами Valve и используется HTC, все равно во многих случаях работает лучше (хоть и требует размещения специальных «станций» по периметру помещения или игровой зоны, что может создать определенные неудобства).
Эксклюзивы Vive на Rift либо не работают, либо работают плохо, но у шлема Oculus и Facebook есть и свои собственные эксклюзивные игры — например, вполне полноценный шутер ARKTIKA.1 от создателей Metro 2033, который считается одной из лучших VR-игр в принципе.
Итак, Rift — это оптимальный выбор для тех, кто хочет опробовать виртуальную реальность в полной мере уже сейчас. Даже если у вас нет игрового ПК, собрать его ради игр в Rift очень даже стоит.
Многочисленные VR-шлемы, которые используют платформу Windows Mixed Reality, выпускаются сразу несколькими компаниями — например, ASUS, HP, Acer и Lenovo.
У них есть несколько общих черт. Производятся эти шлемы из более дешевых материалов, и часто ощущаются не такими премиальными, как Vive и Rift. Зато это положительно влияет на цену, а внутри виртуальной реальности вы наверняка разницы не заметите. Да и оптика у этих шлемов весьма современная, что дополнено экранами весьма высокого разрешения.
Кроме того, с играми шлемы на базе Windows Mixed Reality работают примерно так же, как и Vive. Благодаря этому на них доступны не только обычные VR-игры, но и все весьма привлекательные Vive-эксклюзивы.
Главная проблема Windows MR — трекинг. Эти шлемы используют несколько встроенных сенсоров, которые хоть и выполняют свою работу более-менее исправно, но ни в какое сравнение не идут с выделенными «станциями» HTC / Valve и трекерами Rift. Зато контроллеры Windows-шлемов стандартизированы и весьма приличны для своей стоимости.
Платформа Microsoft пока не разогналась в полную меру, но уже готова предложить потенциальным покупателям кое-что интересное. Многое зависит от конкретного шлема, но в целом Windows MR дешевле и почти такая же функциональная, как Vive или Rift. В Беларуси, правда, найти их в продаже почти невозможно.
Мобильный VR и VR для смартфонов
Samsung Gear VR — один из первых современных VR-шлемов, и один из самых популярных. Такой шлем есть у очень многих владельцев флагманских Galaxy S и Galaxy Note, и его есть за что похвалить.
Во-первых, стоимость. Gear VR в разы дешевле других VR-шлемов — попросту потому, что у него нет своего экрана и многих других важных компонентов. Во-вторых, Samsung и Facebook очень стараются сделать свою платформу самой привлекательной, и выпускают на ней много эксклюзивов (в основном — не игр, а т.н. VR Experiences, которые позволяют, к примеру, погулять под водой среди коралловых рифов или посетить достопримечательности в некоторых туристических городах мира).
Нельзя не упомянуть и другие мобильные VR-шлемы, которые можно использовать в сочетании с практически любым современным Android-смартфоном. Итоговый результат нельзя назвать оптимальным, а нормальных VR-игр на платформе Google практически нет, но в качестве бюджетного виртуального кинотеатра они сработают очень даже хорошо.
В последние месяцы случилось сразу несколько анонсов автономных VR-шлемов на базе Qualcomm Snapdragon. Этим шлемам не нужны провода, смартфоны, консоли и компьютеры — они полностью самостоятельны и работают от аккумуляторов. Автономность — очень и очень сильный плюс!
В качестве примеров можно привести анонсированные в январе Lenovo Mirage Solo, Oculus Go и Xiaomi Mi VR Standalone. Они используют мощные флагманские чипсеты Snapdragon (некоторые — сверхсовременный Snapdragon 845, другие — быстрый, но уже довольно старый Snapdragon 821) и стоить будут от $200.
К сожалению, в продаже эти модели пока не появились, так что судить о их качестве и возможностях еще рано. Но уже сейчас выглядят такие шлемы весьма интересно — очень надеемся, что их производители как следует позаботятся о контенте в виде игр и приложений.
VR для консолей
PlayStation VR — сравнительно доступный и очень простой способ попробовать виртуальную реальность в действии. Консоли PlayStation 4 и PlayStation 4 Pro есть у многих, и их вполне хватает для работы с VR — никакого компьютера за несколько тысяч долларов не нужно.
Естественно, PSVR идет на некоторые компромиссы. Разрешение дисплеев этого шлема ниже, чем у большинства конкурентов, графика в играх заметно хуже, трекинг с помощью камеры PlatStation Eye просто отвратительно справляется со многими ситуациями, а контроллеры PS Move вообще изначально не были предназначены для VR. Звучит плохо? На самом деле нет — на практике вы вряд ли будете особо озабочены этими недостатками, потому что в общем PSVR все равно справляется со своей задачей на ура.
Зато Sony весьма неплохо заботится о каталоге VR-игр для своего шлема. Их уже выпущено несколько десятков, и почти все — эксклюзивные. Кроме того, PSVR пока не собираются бросать — уже сейчас для этой платформы анонсированы еще несколько интересных проектов, которые выпустят в 2018 и позже.
Все это означает, что PlayStation-шлем можно рекомендовать всем и каждому, даже если он во многом уступает аналогам.
Подведем итоги
В общем, насладиться виртуальной реальностью сегодня может почти каждый — даже вполне обычный смартфон можно с помощью пары линз и картонки превратить в VR-машину. Ну а если бюджет позволяет, виртуальный мир будет выглядеть практически реальным. Стоит ли это своих времени и денег?
Определенно! Уже сейчас в VR можно играть в сотни вполне достойных, хоть и довольно ограниченных, игр. Кроме того, виртуальная реальность — отличное место для просмотра фильмов на 100-дюймовых виртуальных телевизорах. В будущем, как считают многие эксперты, VR и AR (дополненная реальность) будут использоваться в сочетании друг с другом, но достойных применений AR пока немного, а вот VR — вполне законченный и самостоятельный продукт.
Пожалуй, главная проблема на пути VR-энтузиастов в Беларуси — недоступность многих современных VR-шлемов в магазинах. Но в наше время благодаря глобализации вы можете заказать практически любой товар из любой точки мира — были бы желание, время и деньги.
Главное — не пользуйтесь VR-шлемами по несколько часов подряд, и следите за своим здоровьем и самочувствием. И детям до 10-12 лет виртуальная реальность, как считают многие врачи, пока что противопоказана — и по мнению офтальмологов, и по мнению психологов.