Встретимся в аду. Рецензия на DOOM
DOOM (2016) — это как если бы в город приехала ваша любимая рок-группа, но привычке придя в клуб часов в шесть, вы каким-то образом не ушли еще до полуночи, а остались там до самого утра. Музыканты играют сверхъестественно хорошо и не выдыхаются даже на восьмом часу концерта, делая лишь коротенькие перерывы на утоление жажды и небольшие лирические вставки. Вы же при этом удивляетесь не столько их выносливости, сколько выносливости собственной — ноги продолжают двигаться, а руки, которые вроде бы давно должны были упасть от изнеможения, все еще держатся вверху. Пальцы, конечно же, сложены в классическую «козу». В общем, у id Software все получилось. А мы не верили!
Не очень понятная маркетинговая кампания Bethesda, как шутят некоторые, сделала из DOOM так называемый sleeper hit. Игра пребывала в «аду разработки» слишком долго — так долго, что даже после официального анонса и выпуска длинных роликов никто не верил в то, что у id, оставшейся без Джона Кармака и многих других ключевых сотрудников, выйдет что-то путное. Не помогало и дальнейшее продвижение: из промо-видео однопользовательской кампании DOOM легко можно было сделать вывод о том, что она ничем не будет отличаться от современных представителей жанра. Ох, как же мы оказались не правы! Новая часть DOOM — такой же яркий пример переосмысления классики, как и Wolfenstein: The New Order (2014) с Shadow Warrior (2013).
Вместо привычных современных карт-кишок DOOM предлагает часами исследовать запутанные многоуровневые лабиринты, заполненные секретами, бонусами и, естественно, ловушками. Вместо нудного вдалбливания сюжета со всеми положенными модными сейчас клише DOOM сразу же дает игроку в руки пистолет. Не шутим! Вы не услышите ни слова от кого-либо их персонажей пока не убьете несколько неудачливых зомби в первую же минуту после старта. Большую часть коммуникационных компьютеров главный герой от нетерпения и скуки ломает еще до завершения разговора, а в общем и целом на эти разговоры уходит от силы минут 15-20 за всю игру. Эти два решения — самое лучшее, что могло случится с шутерами от первого лица в 2016 году.
К счастью, правильных решений здесь гораздо больше, чем два. DOOM вобрала в себя все важные наработки последних Wolfenstein — как технические, так и дизайнерские. Новая версия графического движка id Tech справляется со своей задачей на десять баллов десятибалльной шкалы — демоны на экране не только выглядят похвально, но и двигаются плавно. Даже на консолях счетчик кадров в секунду редко падает ниже 60, а с ПК-версией сможет неплохо справиться даже трехлетней давности компьютер. Сказать по правде, DOOM — это одна из самых хорошо оптимизированных игр последних лет, за что, наверное, стоит сказать спасибо Кармаку. Его, правда, в титрах не упоминают (Bethesda затаила злобу за внезапный уход в Oculus в 2013 году), но мы-то знаем!
Еще одним напоминанием о Wolfenstein стала система улучшений оружия и скафандра главного героя. Она не то чтобы обязательна, но в процессе зарабатывания нужных для открытия новых возможностей очков вы получите столько положительных эмоций, что вопрос «зачем?» не возникнет ни разу. Убить тридцать импов выстрелом в голову? Свернуть рога пяти баронам ада? Расстрелять сотню мелких бесов в прыжке? Это всегда пожалуйста! В конце концов, кто же не хочет пускать из тяжелой штурмовой винтовки мини-ракеты вместо пуль?
Словами передать ту резню, которая происходит почти в каждом углу новой DOOM, сложно. Лучшие моменты случаются на мини-аренах, где игрока закрывают до тех пор, пока он не разберется с несколькими волнами врагов. Концепция стара как вся индустрия видеоигр, но реализация выше всяких похвал. Каждая арена (начиная с самой первой!) — это здоровенный зал со стратегически расставленными бонусами, умным расположением врагов и мириадом возможностей по их устранению. Хотите — держитесь подальше и прицельно палите из винтовки или — чуть позже — из гауссовой пушки, хотите — можно познакомиться с нелюдями поближе, в чем помогут дробовик и гранаты. Безо всяких сомнений, лучший способ — все это комбинировать и время от времени выходить за свои рамки комфорта, пробуя что-то новое.
Стоит отметить и монументальную работу над саундтреком. Его писал Мик Гордон — тот же человек, который придал уникальное звучание музыке Wolfenstein: The New Order и Wolfenstein: The Old Blood. С помощью выразительных ударных и девятиструнных гитар (привет, Meshuggah!) он не только дал вторую жизнь нескольким классическим трекам из Doom и Doom II, но и создал несколько новых хитов, которые тут же хочется забросить в плейлист. Ситуация с выпуском официального OST-диска, правда, пока остается туманной — Bethesda, которая должна бы этим заняться, хранит молчание, а сам Гордон просит фанатов подождать. Сейчас остается довольствоваться лишь теми неструктурированными кусками, которые умелые энтузиасты смогли достать из файлов самой игры, а их по понятным причинам слишком мало.
Пожурить id Software нужно только за две вещи. Во-первых, работу над многопользовательскими режимами они поручили посторонним людям, которые в DOOM и классических шутерах ничего не смыслят — студии Ceratin Affinity, основанную выходцами из Bungie (серия Halo). На выходе получилось не то чтобы отвратительно, но контраст огромный. Вместо усыпанных оружием уровней вам предлагается взять с собой лишь две заранее выбранные «пушки», что существенно снижает уровень стратегии и тактики. Кроме того, в многопользовательских битвах нужно использовать уж слишком глупые временные бонусы, которые ломают и без того хрупкий баланс на куски. Все это не оставляет мультиплееру DOOM ни шанса — его не починить патчами, здесь нужно начинать с нуля. В будущем Bethesda планирует продавать DLC с новыми уровнями для игры по сети — и даже новым оружием. Надеемся, что эти планы свернут, и вместо ненужного барахла нам продадут пачку новых однопользовательских миссий. Может быть, с возможностью кооперативного прохождения? Не будем против и полноценного standalone-дополнения, как в случае с великолепной Wolfenstein: The Old Blood.
Во-вторых, режим SnapMap, который должен был стать полноценным инструментом для моддеров и просто любителей пользовательских карт всех мастей, оказался не слишком уж мощным. По какой-то дурацкой причине в нем игрок также ограничен двумя видами оружия, а собирать в нем уровни можно лишь из заранее созданных разработчиками комнат. Вполне вероятно, впрочем, что работа над SnapMap просто не была закончена — id обещает выпускать для него обновления и новый контент, так что здесь еще не все потеряно.
Но это всего лишь придирки, без которых и правда можно обойтись. К дьяволу многопользовательские режимы (для них и вправду есть другие игры)! SnapMap — это лишь вишенка на огромном торте, и жаловаться грешно. Наслаждение от яростной стрельбы из священной двустволки, которая после пары улучшений может стрелять два раза подряд без перезарядки, перекрывает недостатки DOOM с лихвой. Игра предлагает вам стать ультимативным воплощением мести Небес и нести смерть существам из Ада, чего еще желать, а?
DOOM для ПК, PlayStation 4 или Xbox One можно приобрести в Steam, PlayStation Network или Xbox Store.