Как выбрать недорогой велосипед?
Весна наступает, погода за окном становится все благоприятнее для отдыха под открытым небом — настало время подобрать себе велосипед и заняться исследованием окрестностей! Или хотя бы регулярными поездками на работу, которые не будут отнимать деньги на бензин и обслуживание авто.
Конечно же, выбор конкретной марки и модели велосипеда — задача невероятно комплексная, но мы попытаемся ее упростить для массового потребителя и сфокусируемся на недорогих и популярных вариантах. Для этого рассмотрим несколько доступных горных, городских и электрических моделей.
В следующем разделе мы расскажем обо всех важных базовых характеристиках велосипедов, которые следует учитывать при выборе, а затем предложим вам девять интересных моделей, которые можно легко приобрести в магазинах нашего каталога.
Главные характеристики, на которые стоит обратить внимание
Тип
В зависимости от возраста пользователя велосипеды делят на детские, подростковые и взрослые.
Детские модели имеют небольшие размеры и предназначены для дошколят и школьников младших классов — ростом до 1-1.3 метра. Часто имеют три колеса, иногда могут выполнять роль коляски для прогулок. Отличаются от более крупных моделей резиновыми вкладками на руле, мягким седлом и заниженной рамой.
Подростковые велосипеды используются школьниками в возрасте примерно до 14 лет и ростом до 1.6 м. Они очень похожи на взрослые велосипеды, но имеют не такие большие габариты.
Взрослые велосипеды рассчитаны на людей ростом от 1.6 м. Иногда их тоже оснащают заниженными рамами, а также более широкими седлами и узкими рулями, которые более удобны для женщин.
Область применения
Предназначений у велосипедов огромное множество, так что в продаже можно найти модели нескольких видов: городские, горные, шоссейные, туринговые, тандемы, для BMX и гибридные.
Городские велосипеды — самые простые и дешевые. Они рассчитаны на езду по ровным дорогам, имеют жесткую раму, мягкое седло и стандартные тормоза. Иногда оснащаются элементами для перевозки небольших грузов — корзиной или багажником. Кроме того, это тяжелые модели без возможности переключения скоростей — они не предназначены для быстрой езды. Зато городские велосипеды часто бывают складными — для более удобной переноски и перемещения в автомобиле или общественном транспорте.
Горные модели предназначены для любителей велотуризма. Такие велосипеды имеют усиленные руль и раму, множество скоростей и колеса с широкими и толстыми покрышками. Они делятся на несколько подвидов — для начинающих, для кросс-кантри, для даунхилла и для фрирайда и триала.
Первые похожи на обычный горный велосипед, но имеют навесное оборудование более низкого качества и более высокую посадку. Вторые считаются самыми популярными и имеют более низкую посадку. Иногда можно увидеть в продаже так называемые фэт-байки — горные модели с очень широкими покрышками, предназначенными для езды по снегу и песку. Также стоит отметить велосипеды подвида all-mountain, которые удобны в не слишком сложной горной местности. Велосипеды для фрирайда и триала используются опытными спортсменами для выполнения различных трюков на спусках, подъемах и так далее. У них нет седла и крыльев, зато есть небольшая рама и очень мощные тормоза. Даунхилл-модели нужны для быстрого спуска с гор и холмов — это отдельный и весьма небезопасный вид экстремального спорта. Они оснащаются тормозами высшего класса и продвинутыми амортизаторами.
Шоссейные велосипеды имеют тонкие колеса большого диаметра, легкую раму, узкое жесткое седло и руль особой формы. Они предназначены для скоростной езды по очень ровным дорогам. Два варианта шоссейных моделей — циклокроссы и трековые байки. Первые также могут ездить по проселочным дорогам, а вторые имеют всего одну передачу, лишены тормозов и предназначены исключительно для спортсменов.
Туринговые модели идеальны в дальних поездках и оборудованы для удобного перемещения закрепленных на багажнике грузов. Похожи на шоссейные, но не такие скоростные и имеют более массивные колеса.
Тандем-велосипеды — это двойные и тройные модели, которые предназначаются для не очень быстрых групповых прогулочных поездок. Отличаются удлиненной конструкцией, несколькими седлами и раздельной системой приводов для всех ездоков.
BMX-модели нужны для выполнения всевозможных трюков — в основном прыжков — на специально отведенных для этого площадках. Такие велосипеды имеют очень прочные рамы и вилку, небольшие колеса и специальный гиротороный механизм для кручения руля. Иногда не имеют седла.
Гибридные велосипеды — что-то среднее между прогулочными, шоссейными и горными. Они оснащены высокой рамой, хорошей системой амортизации, прочной рамой, мощными тормозами, трансмиссией и большими колесами, иногда — багажником.
Электровелосипед
Электрические модели чаще всего предназанчены для езды в городе и передвигаются не только за счет кручения педалей, но также за счет электромотора. Таким образом, они не требуют прилагать серьезные усилия при езде, но стоит помнить о том, что емкость аккумулятора очень ограничена и часто рассчитана на не слишком большую дистанцию. Кроме того, сам аккумулятор делает велосипед более тяжелым.
Вес
В зависимости от веса велосипеды можно разделить на четыре вида — сверхлегкие, легкие, средние и тяжелые. Первые чаще всего являются шоссейными и весят всего 5-7 кг, что очень пригождается для молниеносного разгона и высокой максимальной скорости. Легкие велосипеды (8-12 кг) — это BMX-модели, для которых важна легкость исполнения трюков. Средние велосипеды (10-17 кг) — обычно городские и гибридные. Тяжелые (вплоть до 85 кг) — горные и туринговые, вес которых во многом зависит от навесного оборудования.
Рама
Рама — ключевой элемент конструкции любого велосипеда, который является основой для всех остальных элементов. Для любой модели очень важна прочность рамы, которая в основном зависит от материала, из которого ее производят. Материалом могут быть сталь, алюминий, карбон, титан или магниевый сплав.
Стальные велосипеды (из хроммолибденового сплава) — недорогие и тяжелые, а также выносливые и очень ремонтопригодные (в случае чего поврежденное место можно заварить). Со временем при неправильном хранении и уходе могут ржаветь.
Алюминиевые сплавы (с цинком, кремнием или магнием) тоже используются в недорогих велосипедах. Они заметно легче стальных, но тоже прочны. Через несколько лет использования, правда, такой велосипед может внезапно сломаться из-за внутреннего износа металла, а починить его уже не получится.
Карбон — это углепластик, который во многих параметрах не уступает металлам, но при этом имеет очень небольшой вес и высокий параметр жесткости. При этом карбоновые рамы очень уязвимы для прямых сильных ударов, а починке они не поддаются.
Титан — материал рам профессиональных высокоскоростных байков. Он отличается максимальной долговечностью и легким весом, а также не боится непогоды (не ржавеет) и ударов. Магниевый сплав — материал рам дорогих велосипедов. Он очень прочен и легок, но требует особого ухода.
Колеса
Колеса — второй по важности элемент любого велосипеда. Обычно они имеют одинаковый диаметр (отличаются колеса разве что в детских моделях).
Материал в колесах обычно используется тот же, что и в раме. Иногда они оснащаются литыми дисками вместо спиц — это часто не влияет на ходовые характеристики, но делает дизайн гораздо более привлекательным, а цену — заметно более высокой.
Главная характеристика колес — диаметр (обычно от 20 до 29 дюймов) и ширина шины. Городские модели оснащают широкими колесами с одинарным ободом, а шоссейные — наоборот, узкими и с большим диаметром (а также с гладким рисунком протектора). Горные велосипеды обычно имеют высокий рельефный протектор и двойной обод, что обеспечивает гораздо более высокий уровень прочности.
Тормоза
Тормоза велосипеда — ключевая составляющая безопасности передвижения на нем. Они могут быть барабанными, ободными или дисковыми.
Первые работают в процессе движения педали в обратную сторону (колодки давят на барабан задней втулки, благодаря чему воникают трение и торможение). Они были популярны раньше, а теперь используются редко — в основном на детских и недорогих городских моделях. Это эффективный и долговечный, но также тяжелый и не слишком быстрый вид тормозов.
Ободные тормоза передают усилие торможения через трос к особым картриджным колодкам, которые и прижимают обод. Устанавливаются на очень многие велосипеды, имеют простую конструкцию и малый вес, а также относительно легко ремонтируются (замена колодок). При этом они не очень хорошо справляются со своей задачей в дождь и быстро изнашиваются при попадании внутрь грязи.
Дисковые тормоза — самые надежные, но также и самые тяжелые. В зависимости от типа привода они могут быть гидравлическими и механическими. Устанавливаются на дорогие велосипеды — в основном горные.
Амортизаторы
Горные и BMX-байки оснащаются амортизаторной системой, которая позволяет гораздо проще контролировать велосипед при передвижении по неровной дороге и пересеченной местности. Горные велосипеды могут иметь амортизаторы типа hard tail, амортизаторы переднего колеса и амортизаторы обоих колес (двухподвесные модели). Последние очень дороги и не слишком быстры, так что новичкам рекомендуются «хардтейлы». Впрочем, бывают горные велосипеды и без амортизаторов — типа rigid, с жесткой вилкой. Они подходят для езды по пересеченной местности с небольшой скоростью.
Амортизаторы бывают четырех типов — пружинные, пружинные с демпфером, масляные и воздушные. Первые дешевле всего, но очень недолговечны из-за потери пружиной упругости по мере использования. Вторые решают эту проблему, но не так хорошо работают, когда на улице холодно. Третьи наиболее эффективны и долговечны, а также легко справляются с перепадами температур, но стоят дороже всего. Наконец, четвертые тоже считаются отличным вариантом, но при утечке воздуха теряют эффективность.
Трансмиссия
Наличие возможности переключения между множеством скоростей далеко не так важно, каким может показаться. В городе или на трассе велосипеду вполне достаточно всего одной передачи, так что большинству покупателей на эту характеристику можно внимание не обращать.
Напротив, велосипеды, предназначенные для экстремальной езды, очень выигрывают от такой возможности. На спусках и подъемах выбор правильной передачи заметно упрощает процесс благодаря распределению энергии.
Топ-9 велосипедов
FORWARD Apache 27.5 2.0 Disc (2019)Неплохой велосипед для тех, кто считает себя новичком в деле поездок по пересеченной местности. Особенности:
|
FORWARD Sporting 27.5 1.0 (2019)Отличная модель-унисекс, которая хорошо себя покажет и в городе, и на тропе в лесу. Особенности:
|
Stinger Element D 26 (2018)Полупрофессиональный велосипед с хорошей усправляемостью, который станет вашим надежным помощником в передвижении по практически любой дороге. Особенности:
|
FORWARD Valencia 24 1.0 (2019)Простой городской велосипед с очень привлекательной ценой и удобной системой складывания. Особенности:
|
ALTAIR City 20 (2017)Очень дешевая городская модель российского производства. Особенности:
|
STELS Pilot 710 24 Z010 (2018)Великолепный велосипед для размеренной езды по относительно ровным дорогам на не слишком большие расстояния. Особенности:
|
Десна 2200 (2017)Еще один дешевый байк, который подойдет как взрослым, так и подросткам. Особенности:
|
Airwheel R3 214.6WhДовольно быстрый, выносливый и комфортный велосипед для города, который к тому же легко поместится в общественном транспорте. Особенности:
|
HOVERBOT CB-9 Genus (2018)Отличная электрическая модель, которая станет надежным спутником и в черте города, и за ее пределами. Особенности:
|