Обзоры Все для дома и дачи Электромобили: прошлое, настоящее и будущее
09.03.2017 12:00

Электромобили: прошлое, настоящее и будущее

Многие автолюбители наверняка уже знают о том, что машины с электрическими или как минимум гибридными двигателями заменяют обычные все быстрее и быстрее. Электромобили проще и дешевле в обращении, не выпускают в атмосферу вредные газы и тяжелые металлы, а также обычно оснащаются по последнему слову компьютерной техники. В общем, в том, что за такими авто будущее, сомнений ни у кого возникнуть уже не может.

В этой статье мы вкратце расскажем о появлении самого феномена электрических двигателей в автомобилях, попробуем выяснить, как такой автомобиль (и какой!) уже сейчас можно и нужно купить в Беларуси, а также попытаемся заглянуть в будущее индустрии. Какие инновационные технологии еще собираются внедрить производители? Какие новые модели появятся на рынке в ближайшие годы? Ниже ответим и на эти вопросы.

Электромобили: прошлое, настоящее и будущее

Краткая история авто с электродвигателем

Вероятно, для вас это будет сюрпризом, но первую машину с электродвигателем изобрели в далеком 1837 году. Ее конструктором стал химик Роберт Дэвидсон, который использовал в авто гальванические элементы. Аккумуляторы, правда, появились лишь в 1859 году — тогда они были свинцово-кислотными. На протяжении нескольких последующих десятилетий разнообразные модели электрических авто демонстрировались на выставках, но производство их началось лишь к концу столетия. К примеру, созданная американцем Уильямом Моррисоном в 1890 году машина могла везти до шести пассажиров и развивать скорость до 23 км/ч.

Еще несколько лет — примерно до двадцатых годов XX века — электрические авто использовались довольно часто, но затем из-за улучшений дорожной инфраструктуры, низкой скорости и небольшого запаса хода были вытеснены моделями с двигателями внутреннего сгорания. Интерес инвесторов и инженеров вернулся к электрокарам лишь в девяностых.

До начала двухтысячных, однако, ни электрические авто, ни гибридные авто не пользовались особой популярностью из-за дешевизны бензина в развитых странах. Энергетический кризис 2000 года положил этому конец: продажи Toyota Prius заметно выросли, и похожие гибриды начали выпускать многие другие компании. Практически все модели с электрическими двигателями тех времен, однако, предназначались для коротких поездок — в основном они использовались в городах.

Электромобили: прошлое, настоящее и будущее

В 2004 году компания Tesla Motors начала разработку своей первой машины под названием Tesla Roadster, которая добралась до рынка лишь к 2008. Это был первый электромобиль с аккумуляторами литий-ионного типа, который к тому же мог проехать на одном заряде около 320 км. Именно Roadster стал катализатором начала новой эры в индустрии. В конце 2010 был выпущен Nissan Leaf, в 2011 на рынке появились Volvo C30 Electric и Ford Focus Electric, а также множество моделей от менее известных производителей.

Перемотаем к 2016 году: 31 марта Tesla продемонстрировала среднебюджетную Model 3, которая будет стоить всего $35 тысяч в минимальной комплектации. Ее первые поставки начнутся в конце этого года; Model 3 станет первым массовым автомобилем Tesla. На одном заряде батарей эта модель сможет проехать до 346 км.

Как сообщила в декабре 2016 Nissan, владельцы электрокаров по всему миру проехали больше 3 млрд км, что позволило сократить долю выбросов углекислого газа на 500 млн кг. Особенно популярными электрические и гибридные авто стали в северной Европе — например, в Норвегии на них пришлось 40.2% проданных в 2016 машин. К концу января 2017 мировые продажи авто с электрическими и гибридными двигателями превысили продажи обычных моделей — сейчас они занимают 51.4% рынка. Tesla же сейчас признана лучшим производителем автомобилей в США.

В общем, как мы уже сказали, никаких сомнений в светлом будущем электрических авто ни у кого быть не может.

Электромобили: прошлое, настоящее и будущее

Какие электромобили можно купить в Беларуси уже сейчас?

В Беларуси работает компания e-cars.by, с помощью специалистов которой электромобиль можно без всяких проблем — были бы деньги — быстро и просто купить уже сейчас. Даже с зарядкой аккумуляторов особых проблем возникнуть не должно — зарядные станции начали появляться в Беларуси еще в 2014 году, главное — не забывать о необходимости подпитывать батареи своего железного друга. Если же вы живете в собственном доме с гаражом, то подключить свое авто к розетке (отметим, что нужна трехфазная линия) на ночь и вовсе проблемой не назовешь. Сложно будет лишь в том случае, если рядом с вами нет нужных заправок (их наличие можно проверить на многочисленных картах вроде этой), а гаража с такой розеткой нет.

Итак, вы приняли решение — нужен электромобиль. Какую модель выбрать? Предлагаем список самых интересных моделей последних лет:

Chevrolet Volt (от 23400 рублей в e-cars.by) — отличная гибридная модель, которая понравится тем, кто пока не готов к полному переходу на батареи.

BMW i3 (от 55600 рублей) — премиальная машина с корпусом из алюминия и углеволокна, которая очень приятна в управлении и внушительно выглядит. Максимальная дистанция на одном заряде — около 130 км.

Ford Focus Electric (от 29300 рублей) — в основном городской автомобиль (максимальная дистанция — чуть больше 100 км), который внешне практически полностью повторяет обычный Ford Focus.

Kia Soul EV (от 54600 рублей) — продвинутый умный электрокар с современнм дизайном, который может проехать на одном заряде больше 145 км.

Nissan Leaf (от 28300  рублей) — одна из самых доступных машин с электрическим двигателем со скромным дизайном, но внушительной максимальной дистанцией в 172 км.

Volkswagen e-Golf (от 43400 рублей) — стильный электромобиль, который может проехать на одном заряде до 200 км и имеет просторный салон.

Chevrolet Spark EV (от 37000 рублей) — экономная модель, запас хода которой превышает 200 км.

Электромобили: прошлое, настоящее и будущее

В Беларуси развитие рынка автомобилей с электрическими двигателями идет медленно, но его, опять-таки, уже не остановить. На базе «БелДжи» (точнее, на базе седана Geely SC7), к примеру, уже в июне этого года собираются продемонстрировать прототип белорусского электрокара. До конца 2017 в опытную эксплуатацию поступит около 100 его экземпляров.

Ожидается, что на протяжении нескольких ближайших месяцев в нашей стране продажи электромобилей будут расти, а их продавцов будет все больше и больше. Вся необходимая законодательно-техническая база для этого уже есть, так что дело лишь за рынком. Отметим, что ввод в эксплуатацию белорусской АЭС должен серьезно повлиять на стоимость электроэнергии, что, в свою очередь, должно повлиять и на привлекательность таких машин.

Кроме того, в РБ должны появиться особые такси с электроприводом и даже электробусы. Пробный автобус с электроприводом производства «Белкоммунмаш» уже запускали на улицы Минска — его запас хода составляет всего 12 км, но подзарядка будет осуществляться прямо на конечных остановках.

Электромобили: прошлое, настоящее и будущее

Будущее: больше километров, меньше денег

Природа любой технологии обуславливает постепенное снижение стоимости и улучшение характеристик. Если на глобальном рынке литий-ионных батарей не произойдет серьезных потрясений, то электрокары будут становится все дешевле, а их запас хода будет лишь увеличиваться. Дорогие авто вроде Tesla Model S уже сейчас практически не уступают бензиновым машинам, если говорить о максимальной дистанции, а в большинстве параметров уже давно их превосходят.

Успех Tesla породит еще немало подражателей — новых компаний, которые с традиционными крупными автоконцернами не связаны или связаны слабо. Одной из таких является Faraday Future (ее автомобилем вы можете полюбоваться, взглянув на фото ниже), которая пока что работает довольно тихо, но планирует вывести свои электрокары на дороги к 2020 году.

Традиционные производители авто вроде Ford, Mercedes-Benz и Volkswagen, тем временем, продолжают наращивать инвестиции в новый рынок. Первая, к примеру, собирается выпустить 13 моделей с электроприводом до 2022 года. Одной из них станет внедорожник, который будет способен преодолевать на одном заряде почти 500 (!) км. Похожий внедорожник Volkswagen должны выпустить к 2020.

По слухам, к 2018 году Nissan готовит старт продаж Leaf 2.0 (ее могут назвать и иначе). Эта машина будет иметь запас хода более чем в 320 км. Естественно, не стоит забывать и о Tesla Model 3. Эта модель сможет проехать на одном заряде почти 350 км, а ее цена будет доступной гораздо более широкому кругу потенциальных покупателей.

Будут появляться на рынке и модели класса «люкс» — от уже упомянутой Mercedes-Benz, Porsche и Jaguar. Porsche готовится к выводу на рынок своего суперкара под названием Model E, который разгоняется до сотни километров в час всего за 3.5 секунды и располагает мощностью в 600 лошадиных сил. При этом зарядка его аккумуляторов до 80% якобы будет происходить всего за 15 минут.

Электромобили: прошлое, настоящее и будущее

Итак, если вы еще не обзавелись личным автомобилем, но планируете это сделать в ближайшем будущем, крайне рекомендуем вам обратить внимание на модели с электродвигателями. Они экономны, наносят заметно меньше вреда окружающей природе и в общем и целом гораздо более продвинуты в плане элекроники. Купить такую машину в Беларуси можно уже сейчас, и в ближайшие годы ситуация со специальными зарядными устройствами на заправках будет только улучшаться.