Революционный скачок вперед. Обзор Nvidia GeForce RTX 3080
Плюсы:
-невероятный прирост fps в сравнении с предыдущим поколением;
-бывший флагман RTX 2080 Ti теперь выглядит просто невзрачно;
-трассировка лучей больше не требует больших жертв.
Минусы:
-требует мощного блока питания;
-высокая цена и сложности в покупке.
GeForce RTX 3080 — самая быстрая потребительская видеокарта, которую сейчас можно (с трудом) найти в магазинах. RTX 2080 Ti, которую представили пару лет назад, просто меркнет перед ее мощью — отрыв оказался просто огромным. GPU на базе архиктуры Turing мгновенно превратились в старые куски металла, пластика и кремния!
Напомним, что рекомендованная стоимость RTX 2080 Ti составляла целых $1200. RTX 3080 не только быстрее, но и дешевле — ее Nvidia продает «всего» за $699. Впрочем, наблюдаются огромные проблемы с поставками достаточного количества новинок на склады, а в Беларуси к этой цене, конечно же, нужно прибавлять еще несколько сотен долларов. В любом случае, свежая архитектура Ampere не разочаровыват, и AMD со своими Radeon придется очень постараться, чтобы на ее фоне выглядеть хоть сколько-нибудь прилично.
Да, Nvidia также выпустила еще более мощную RTX 3090 (о ней выпустим статью чуть позже), но RTX 3090 — это модель в первую очередь не для обычных геймеров, а для тех, кто или занимается стримингом и выпуском видео на YouTube, или профессионально работает с большими объемами данных. Да и стоит она целых $1500 (что все еще дешевле старой Titan RTX!).
Сначала поговорим о характеристиках RTX 3080. Во-первых, теперь у нее гораздо больше ядер CUDA — по сути, их количество удвоилось. Чип GA102 — умопомрачительное достижение инженеров!
GA102 получил 10752 ядра, но эта версия используется в RTX 3090 — RTX 3080 имеет 8704 ядра. У RTX 2080 Super, к примеру, было только 3072 ядра. А ведь в продаже она появилась в прошлом году!
Все эти ядра распределены между 68 стриминговыми мультипроцессорами (SM) — RT-ядер, которые занимаются обработкой трассировки лучей, тоже стало больше. Что интересно, Tensor-ядер для работы с икусственным интеллектом и нейросетями стало немного меньше — все из-за особенностей Ampere. Но это не проблема.
Сейчас чипы для RTX 3080 выпускают с использованием 8 нм техпроцесса на заводах Samsung — каждый GA102 имеет площадь в 628.4 мм2. Это меньше, чем топовый чип предыдущего поколения (754 мм2), но транзисторов на нем сразу на 10 млрд больше — теперь их 28.3 млрд!
Тактовые частоты могут показаться не слишком впечатляющими на первый взгляд, но при нагрузке RTX 3080 спокойно автоматически разгоняется до уровня на несколько сотен МГц выше, чем базовые 1800 МГц.
Память тоже стала быстрее — теперь это 10 ГБ GDDR6X на 320-битной шине. Пропускная способность увеличилась с примерно 500 ГБ/с до целых 760 ГБ/с.
Повысились и требования к качеству и мощности блока питания. RTX 3080 Founders Edition имеет TDP в 320 Вт, но в «тяжелых» играх энергопотребление может достигать даже 370 Вт. В общем, если в дополнение к RTX 3080 у вас установлен еще и мощный процессор вроде Intel Core i9-10900K, БП должен иметь мощность как минимум в 800-850 Вт, а его производитель должен быть очень надежным.
К счастью, инновационная конструкция системы охлаждения RTX 3080 Founders Edition справляется со своей задачей на все сто. И расположение вентиляторов с радиаторами, и паровые камеры, и теплоотводные трубки вместе обеспечивают работу на довольно низких температурах даже при длительной и 100-процентной нагрузке. Естественно, при том условии, что потоки воздуха внутри корпуса идут туда, куда надо, и с достаточной интенсивностью.
Весьма интересным стал и дизайн печатной платы, который пока используется только в моделях Founders Edition. Она удивительно компактна, но видеокарта все равно занимает довольно много места из-за массивных радиаторов.
Стоит отметить, что новинка выдувает горячий воздух прямо на процессор, что может негативно повлиять на его работу. Лучше обзавестись каким-нибудь водяным AiO-кулером для CPU — или хотя бы точно убедиться в том, что обычный воздушный кулдер на нем хорошо обдувается свежим воздухом извне корпуса.
Сильно выросла производительность в работе с алгоритмами трассировки лучей — теперь эта задача лучше распараллелена. Таким образом, в играх, которые поддерживают технологию RTX, включение соответствующих графических эффектов больше не означает серьезную потерю fps.
Tensor-ядра, которые используются в Ampere — это уже третье поколение таких ядер. Именно они отвечают за работу чуть ли не магических алгоритмов DLSS, которые могут превратить 1080p-картинку в 4K практически без потерь в качестве. DLSS — это еще одно из заметных преимуществ Nvidia перед AMD, и у последней (пока?) просто нет ответа на него.
Теперь RTX-карты могут запускать некоторые игры даже в разрешении 8K — для этого базовое изображение рендерится в разрешении 1440p, а затем уже работает ИИ. RTX 3080, впрочем, для 8K-гейминга не предназначена — это уже задача для RTX 3090. Да и у кого вообще есть 8K-монитор или 8K-телевизор? Короче говоря, это просто задел на будущее, а алгоритмы DLSS будут улучшать еще долго.
Еще стоит отметить новую технологию RTX IO, которая теперь поддерживается и более старыми видеокартами RTX 2000. Она обеспечивает работу нового API Microsoft DirectStorage — видеокарта может напрямую обращаться за данными к SSD-накопителю, обходя и значительно разгружая процессор.
Такой подход не только делает работу CPU проще, но и позволяет заполнять видеопамять полезной информацией значительно быстрее. Правда, он требует дополнительной работы от разработчиков самих игр, и пока что ни одна игра RTX IO / DirectStorage на ПК не поддерживает.
Такие игры должны будут появиться в продаже лишь в следующем году — речь идет о настоящем «некстджене», который также появится на PlayStation 5 и Xbox Series. Эти консоли используют примерно такой же принцип обращения за данными напрямую к SSD-накопителю.
Наконец, последняя технология, о которой стоит поговорить — это Nvidia Reflex. Она уже поддерживается некоторыми популярными онлайн-играми вроде Fortnite, Apex Legends и Valorant, и должна обеспечить значительное снижение задержки отклика ввода, особенно в «тяжелых» для видеокарты сценах.
Примерно так же, как G-Sync синхронизирует работу GPU и монитора, Reflex синхронизирует CPU и GPU — кадров в очереди на рендеринг становится меньше, а клики мышки и нажатия на клавиши клавиатуры обрабатываются чуть ли не мгновенно.
В продаже уже начали появляться первые геймерские мониторы с поддержкой отображения статистики Reflex, но они предназначены в первую очередь для профессиональных киберспортсменов. Обычные игроки особой разницы не заметят, но Reflex все равно сделает игры еще немного плавнее.
Перейдем к тестам! RTX 3080 — абсолютный монстр, который легко справляется с задачей обгона RTX 2080 Ti. Даже в разрешении 1080p есть прирост, хотя речь часто идет уже о двух и более сотнях fps. Для 1080p-мониторов RTX 3080 покупать не стоит, если вы не используете модель с поддержкой развертки на уровне хотя бы в 240 Гц.
Если сменить 1080p на 1440p и 4K, то отрыв становится еще больше, особенно в тех играх, движки которых славятся своей требовательностью. Тут скачки достигают 25-43 процентов! В некоторых случаях даже со включенной трассировкой лучей fps больше, чем без нее на RTX 2080 Ti.
Стоит отметить, что технически RTX 3080 заменяет не RTX 2080 Ti, а более медленную RTX 2080 Super. Последнюю тоже начинали продавать в прошлом году за $699, и ее покупатели теперь наверняка кусают локти — на вторичном рынке ее цена после старта продаж RTX 3000 упала очень сильно.
Стоит отметить, что заявлениям Nvidia о «двукратном» повышении производительности все-таки верить не стоит — речь идет только о некоторых играх и определенных сценариях. К примеру, о Shadow of the Tombb Raider, с которой RTX 3080 в разрешении 4K справляется вдвое лучше, чем RTX 2080 Super.
В любом случае, разница с видеокартами предыдущего поколения очень значительна. В среднем, в разрешении 1440p RTX 3080 быстрее на 50%, а в разрешении 4K — уже на 65% (!).
Одна из главных причин такого прироста — разогнанные RT-ядра второго поколения, благодаря которым трассировка лучей стала значительно эффективнее. Повторимся, архитектура Ampere — это что-то невероятное! RTX-эффекты теперь можно без страха включать везде, где они есть.
TDP в 320 доверять не стоит — среднее энергопотребление RTX 3080 в тестах составило 324 Вт, но пики достигали целых 368 Вт. В пересчете на fps видеокарта эффективнее, чем ее предшественники (примерно на 19% в разрешении 4K и лишь около 2% в разрешении 1080p), но и производительность теперь очень выросла.
Как ведет себя система охлаждения, которую эксперты Nvidia создали с нуля? Очень адекватно. Помните, когда референсные видеокарты «зеленой команды» нагревались до 90 градусов по шкале Цельсия, и это считалось нормальным? Что ж, ситуация изменилась.
В тестах GeForce RTX 3080 достигает пика в 75 градусов, а в среднем показывает 68 градусов. И это с учетом рекордного потребления энергии, которая поставляется не только через слот PCI Express, но и через новый 12-пиновый коннектор!
При всем этом шум, исходящий от видеокарты, назвать громким нельзя. Кроме того, когда нагрузка не так велика, а температура GPU находится на уровне до 60-65 градусов, кулеры вообще не крутятся и не издают ни звука!
К сожалению, с разгоном дела идут не так ровно. Подавляющее большинство экземпляров RTX 3080 заметно разогнать не удастся — они очень быстро начинают выдавать ошибки драйверов, а стабильность работы падает. Впрочем, зачем нужен разгон при таком уровне производительности без него?
Вердикт прост: цензурными словами описать скорость работы GeForce RTX 3080 сложно. Это ультимативный флагман, который сможет прослужить вашему компьютеру несколько лет и справится с любой «игрой следующего поколения».
Скачок производительности в сравнении с предыдущим поколением не просто велик — он беспрецедентен. Заявления Nvidia хоть иногда и оказываются слишком смелыми, но причины для них есть.
Сейчас можно вспомнить переход от GTX 1080 Ti к RTX 2080 Ti — видеокарты RTX 2000 предлагали много новых «фишек», но с растеризацией справлялись лишь немного лучше предшественниц. А стоили значительно дороже!
Естественно, пока что ситуацию с продажами и ценами RTX 3080 назвать приемлемой нельзя. Но с течением времени и уровень поставок, и цены в магазинах должны будут стабилизироваться, а сами видеокарты хуже не станут.
В конце октября свои новые Radeon RX 6000 должна показать AMD, но пока не ясно, что именно она сможет противопоставить конкуренту. Ничего не известно ни о возможном аналоге DLSS (FidelityFX? Бросьте!), ни о трассировке лучей (хоть она и должна появиться). Но топовая Radeon RX 6000 все-таки будет выдавать больше 60 кадров при разрешении 4K в требовательных играх — примерно так же, как и RTX 3080. Хватит ли этого? Посмотрим на ее цену.
Nvidia выбрала тактику «шок и трепет» — AMD, которая так успешно в последние годы выступает на рынке процессоров и откровенно унижает Intel, тягаться с GeForce будет невероятно сложно.
А ведь в ближайшие недели стартуют еще и продажи RTX 3070! Ее рекомендованная цена в западных странах — всего $499, а производительность при этом сравнивают с прозводительностью RTX 2080 Ti (впрочем, результатов независимых тестов в сети пока нет).
В любом случае, если говорить об RTX 3080, то это просто монстр — не слишком удачная, хоть и инновационная архитектура Turing осталась в прошлом, а на смену ей пришла вылизанная, отлаженная и грозная Ampere. Встречаем!