Экосистеме Android нужны радикальные изменения
С самого начала существования Android Google борется с многочисленными проблемами своей мобильной операционной системы. Речь идет не только о сугубо технических вопросах, но еще и о том, как сторонние производители смартфонов на Android осуществляют поддержку своих девайсов. Обновления ОС выходят очень поздно или не выходят вообще. Об отдельных обновлениях системы безопасности, как выяснилось недавно, многие производители просто врут — без всяких для себя последствий.
Google при этом в основном придерживается политики невмешательства. Она никак (по крайней мере, публично) не наказывает партнеров, которые не обеспечивают должный уровень сервиса, и предпочитает заниматься разработкой инструментов вроде Project Treble, которые, казалось бы, должны сильно помочь, но в реальности оказываются лишь ветхими заплатками.
Достаточны ли меры, которые Google предпринимает с целью изменения сложившейся ситуации? Что может сделать могущественная поисковая корпорация, которая вообще-то не может запретить другим компаниям использовать Android? Каковы перспективы всей экосистемы, которая, по мнению многих, тяжело больна, и уже давно? Давайте разберемся.
Для начала определим основные, самые важные проблемы, с которыми сталкиваются владельцы Android-девайсов по всему миру. Именно, они, как нам кажется, должны быть решены в первую очередь. Многие эксперты считают слишком сложным выбор смартфонов, которые выпускаются десятками каждый месяц, но это проблема из совершенно другой категории.
Главное — это, конечно, уже упомянутые обновления операционной системы и системы безопасности. Project Treble, который запустили вместе с Android Oreo, обеспечивает более быстрый их выпуск благодаря тому, что производители могут не полагаться на поставщиков чипов и их драйверы. Но эта инициатива все равно никак не наказывает тех, кто медлит — компания, выпустившая смартфон с Oreo, никаким образом не обязана через год обновить его до Android P, а еще через год — до Android Q. Как мы уже сказали, это лишь инструмент, и он явно характеризует ту позицию, которую Google занимает практически по всем вопросам — корпорация стремится максимально отстраниться от микроменеджмента.
Стоит ли говорить о том, что современный девайс, который не использует ОС последней версии, открыт для хакерских атак так же, как подъезд без домофона открыт для шумных курящих подростков? И если эти самые подростки вряд ли устроят пожар, то злоумышленники, укравшие ваши личные данные и пароли, часто могут просто оставить вас без денег и важнейших рабочих инструментов.
Еще один пункт, о котором легко можно забыть — слежка за пользователями. Речь идет даже не столько о самой Google (в конце концов, все понимают, как именно она зарабатывает деньги — с помощью таргетированной рекламы; покупая смартфон с Android, мы как бы расписываемся в том, что наши личные данные будут использовать в этих целях), сколько о многочисленных сторонних компаниях. Метаданные собирают предустановленные приложения многих производителей (в особенности китайских). Метаданные собирают вполне себе безобидные на первый взгляд приложения и игры из стора.
Во многих случаях речь идет даже не об обезличенной статистике, а о конкретных электронных адресах, номерах телефонов и даже паролях в чистом виде. На эту обширную тему мы еще поговорим в отдельном материале, а пока что ограничимся территорией Android.
Ну и последняя важная проблема, которую Google непременно должна решить — захламленный магазин Google Play. Если вы хотите найти в нем что-то конкретное, то никаких препятствий не увидите, а вот с т.н. discoverability (удобство в поиске нового контента) у него беда. Просто откройте главную страницу — не важно, сделаете вы это на ПК или на смартфоне. Разделы, по которым рассортированы игры и приложения, очень часто просто бессмысленны — в них попадают совершенно не относящиеся к категории экземпляры. Кроме того, в Play Store спокойно размещается огромное количество клонов популярных сервисов и игр, а также «мусорных» программ, которые стараются «выехать» просто на том, что в названии у них есть знакомый многим бренд.
Из-за этого официальный магазин Google выглядит натуральной цифровой свалкой — опубликовать в нем свою поделку может практически любой желающий, готовый заплатить несколько долларов. Что уж говорить о совместимости с мириадами самых разных Android-устройств! Публикуемые приложения вообще не проверяют живые люди — только алгоритмы. Результат очевиден: пользователи тратят на поиск нужных приложений и игр гораздо больше времени, чем могли бы, а авторы тех приложений и игр, которые действительно заслуживают внимания, часто страдают из-за того, что их продукты просто теряются в море мусора.
Теперь давайте попробуем подумать о том, что же может сделать сама Google, чтобы со всем этим разобраться. Не будем прикидываться всеведущими экспертами-аналитиками — просто предложим несколько путей, по которым компания могла бы хотя бы начать идти уже сейчас.
Ситуацию с актуальностью обновлений можно было бы заставить измениться с помощью штрафов и санкций. Далеко не все производители смартфонов осознают важность технической поддержки выпущенных девайсов и не хотят тратить на это деньги. Доступ к самой ОС Android Google отобрать у них не может — это открытая операционная система.
Зато Google может отобрать у недобросовестных производителей доступ к своим сервисам — почте, картам, поиску и многому другому. Согласитесь, без приложений Google, к которым мы все привыкли, продукция, скажем, ZTE будет выглядеть уже далеко не так привлекательно, правда? Это либо заставит производителей ограничить себя Китаем (где сервисы Google заменены на местные), либо выбирать между падением продаж и выделением дополнительных ресурсов на поддержку своих продуктов. В итоге разнообразие смартфонов на прилавках может стать заметно меньшим, но зато все они будут гораздо лучше защищены и актуальны даже через два-три года после появления в продаже.
В любом случае, правила должны быть прозрачны и четко определены. Санкции и штрафы — крайняя мера, но мы тут говорим о «радикальных» изменениях, так что в ход может идти почти все.
Вопросы со слежкой со стороны приложений и захламленностью Google Play решаются примерно одинаково — армией специально обученных модераторов, которые должны вручную следить за порядком. Да, работы будет много, да, публикация приложений будет медленнее, да, а конце концов, Google придется потратить на это немалые деньги.
Но если результатом станет приличный магазин приложений, который будет одновременно и приятно выглядеть, и быть максимально удобным и безопасным в обращении, то все старания будут стоить того.
Собирается ли Google делать хоть что-то из предложенного выше? Естественно, никто кроме ее сотрудников не может сказать об этом наверняка, а сами сотрудники либо скованы договорами о неразглашении и цепями отдела маркетинга (в случае рядовых инженеров и менеджеров), либо не хотят брать на себя ответственность (в случае руководства). Никаких намеков на серьезные изменения отношений Google и ее партнеров, которые выпускают «железо», пока не было, а все те, кто хочет получить смартфон с самой свежей версией ОС, ограничены дорогими и мало где доступными флагманами Pixel.
Важно понимать, что Google не то чтобы не может себе позволить содержать тысячи модераторов, которые смогли бы как-то повлиять на ситуацию. Она вполне может действовать с позиции силы и пригрозить партнерам пальцем, отобрав у самых «отличившихся» доступ к фирменным Google-сервисам. Но компания просто не видит в этом смысла — в основном, скорее, финансового. Android и так без проблем лидирует во всех регионах планеты — просто за счет того, что телефоны с этой ОС стоят значительно дешевле iPhone и предлагают доступ к тем же базовым функциям и сервисам.
Очень жаль, что от силы воли, финансовых возможностей и, главное, подразделения аналитики одной-единственной корпорации зависит судьба миллиардов смартфонов, которые выпускают производители из множества стран. Остается лишь надеяться на то, что здравый смысл в итоге все-таки поборет апатию и нежелание смотреть проблемам в лицо. Или на рынке когда-нибудь появится действительно достойный конкурент iOS и Android, хоть эта перспектива с каждым годом выглядит все более и более туманной.