Как перестать бояться и начать играть. Рецензия на Dark Souls III
Dark Souls III — один из главных претендентов на звание «Игры года» в этом году, но многих она почему-то отталкивает так же, как и предыдущие части. Николай Лапко объясняет, почему эту грустную и болезненную, но в то же время эпическую и увлекательную игру должен попробовать на вкус каждый уважающий себя современный человек.
В Dark Souls III очень просто потеряться — как в прямом смысле, так и в переносном. Лабиринты каменных коридоров, заросших болот и подземных тоннелей сплетаются в голове в непривычно сложный клубок, а практически полное отсутствие диалогов и обычных для других игр жанра кинематографичных сцен ставит в тупик — что здесь вообще происходит? Чтобы не забросить игру в первые же десять минут, нужно прежде всего успокоиться. Здесь все работает немного по-другому.
Серия Dark Souls предлагает взглянуть на видеоигры так, как на них предлагали взглянуть те, кто был в индустрии на самой ее заре. В 2016 это неожиданно (так же, как было неожиданно в 2011 и 2014, когда вышли Dark Souls и Dark Souls II), но очень свежо и заставляет задуматься. Зачем мы играем в игры? Как известно, чтобы насладиться новым фильмом или новым альбомом любимого исполнителя, не нужно напрягаться слишком сильно — достаточно поудобнее усесться в кресло кинотеатра или просто надеть наушники. Зачем же тратить время (а его уйдет много), нервы (Dark Souls III не прощает ошибок и обязательно заставит вас как минимум скрипеть зубами) и деньги (игра ведь стоит заметно дороже билета в кино или альбома в iTunes)? У Хидетака Миядзаки, главного дизайнера DaS III и главы студии From Software, есть ответ.
Мир Dark Souls погибает, и вместе с ним погибает здешнее Солнце
В детстве Миядзаки очень любил читать западное фэнтези, но не очень хорошо знал английский, а переводов такой литературы на японский почти не было. Из-за этого будущему гениальному игровому дизайнеру приходилось додумывать многое самостоятельно, и каждая новая книга сулила уникальное приключение. Именно этот опыт вдохновил Миядзаки на создание вселенной Dark Souls. Каждая часть серии — многостраничный сборник недосказанностей и туманных формулировок, которые игровое сообщество в лице фанатов расшифровывает месяцами и годами. История Dark Souls обсуждается игроками постоянно, а за неосторожные спойлеры на каком-нибудь форуме могут и забанить.
Итак, зачем современному человеку тратить на это все вышеперечисленное? Да затем, что больше нигде опыт подобного рода не получить — ни в книгах, ни в кино, ни в музыке, ни даже в других играх. Dark Souls III — кульминация медиума и яркое доказательство того, что видеоигры существуют наравне с литературой, кинематографией и музыкальным искусством.
Впрочем, такими же словами можно было описать и предыдущие RPG, созданные From Software — Bloodborne, Dark Souls II, Dark Souls и Demon's Souls. Давайте поговорим о том, чем третья часть франчайза выделяется на их фоне.
Некоторые битвы с боссами выглядят как лучшие эпизоды Dragon Ball Z
Признаться, на самом деле отличий не так уж много. Dark Souls III по сути представляет собой доведенную до идеала игру, которую придумали еще несколько лет назад. Как известно, первая DaS была выпущена раньше времени, и многие локации в конце игры выглядели недоделанными. DaS II же занималась другая команда — Миядзаки во время ее разработки был занят Bloodborne. В DaS III ему наконец удалось сделать все так, как он хотел сделать, ни больше ни меньше.
Уровни перетекают друг в друга не так плавно, как в первой части, но вмещают в себя значительно больше секретов и потайных ходов (также это объясняется сюжетно). Почти каждый из них можно исследовать по несколько часов — даже в том случае, если у вас не возникает проблем с агрессивными противниками. Последние, кстати, стали значительно умнее: рядовые зомби (здесь их так не называют, но это детали), может быть, и не доставят особых неприятностей, но противники рангом повыше — вроде Черных Рыцарей или Евангелистов — уже с самого начала игры выступают в роли мини-боссов, которые встречаются каждые минут десять.
Сражения с боссами стали еще более насыщенными. Большая их часть не потерпит медлительности и не даст постоянно прятаться за огромным щитом — вам придется досконально изучить их поведение и действовать быстро. Многие боссы через некоторое время (точнее, после нанесения им определенного количества урона) приходят в ярость и начинают накидываться на главного героя с удвоенной силой, получая новые способности. Их разнообразие также находится на высоком уровне — жалобы времен DaS II на бесконечных «чуваков в тяжелой броне» были услышаны. Чего стоит хотя бы битва с огромным проклятым деревом, которое защищают орды полусгнивших селян с дрекольем!
Этот, например, в несколько раз выше игрока
В то же время DaS III более дружелюбна к новичкам, которые в игры серии раньше нос не совали. Это видно в основном по устройству уровней — внимательность и осторожность, проявленные заблаговременно, всегда вознаграждаются более щедро, чем ловкость в бою. Пожалуй, это два главных слова, которые стоит запомнить неофитам в мире пепла и развалин — внимательность и осторожность. Всегда имейте при себе лук, чтобы разделять противников. Всегда оглядывайтесь по сторонам — вполне вероятно, что за углом засела засада, а если спрыгнуть с лесов в определенном месте, можно найти меч поприличнее стартового. Кроме того, вместе с друзьями или даже с подконтрольными ИИ неигровыми персонажами прохождение игры становится значительно проще.
Но и для энтузиастов путешествие не будет слишком легким. Специально для них в Dark Souls III есть несколько скрытых локаций, в которых самых настойчивых и умелых ждут совсем уж сложные враги, боссы и, конечно же, щедрые награды в виде особой брони или мощных магических колец.
Факел рекомендуется всегда держать рядом — чтобы никаких сюрпризов
Ни в коем случае не играйте в DaS III без подключения к интернету! Именно взаимодействие с другими игроками поможет не разбить геймпад о ближайшую стенку. Как и раньше, на уровнях вы встретите множество сообщений, начертанных на земле другими игроками. Они не только предупредят об опасности, которая кроется впереди, но и часто вызывают улыбку, напомнив вам, что все это — всего лишь игра.
При включенном сетевом режиме в вашу игру могут вторгнуться враждебно настроенные личности, но и от них есть спасение. В одной из начальных локаций можно найти предмет, который при случае вызовет подмогу — дружелюбных фантомов (подсказка: предмет можно получить до битвы со вторым боссом). Тогда перед вам развернется настоящий спектакль: один-два врага против одного-двух фантомов, призвание которых — не дать вам умереть. А когда наберетесь опыта — можно будет самостоятельно вторгаться в миры других игроков или защищать их от вторжений. Это еще один уникальный механизм, который выгодно отличает Dark Souls от стерильных и жестко ограниченных сетевых игр современности.
Большая часть монстров устрашающе выглядит и может оборвать жизнь игрока за пару секунд
Остается лишь пожелать читателям одного. Поклонники серии даже связали ее историю с тем, как игру бросают нетерпеливые геймеры — считается, что они «сходят с ума» и превращаются в местных зомби, которых здесь называют «hollow». Так вот: don't you dare go hollow!
Важное замечание: консольные версии Dark Souls III, как и Bloodborne на PS4, работают не очень хорошо — гораздо приятнее играть на более-менее мощном ПК. Но и Steam-версия игры имеет свои технические проблемы. Пожалуй, это единственный минус игры — вероятность столкнуться с «вылетами» или «тормозами». Отметим, что в Steam в случае чего можно вернуть деньги за покупку, чего на консолях сделать не получится.
Dark Souls III для ПК, PlayStation 4 или Xbox One можно приобрести в Steam, PlayStation Network или Xbox Store.