Как выбрать автомобильный аккумулятор?
Автомобильный аккумулятор – это один из важнейших компонентов транспортного средства. От правильного выбора АКБ зависит не только легкость запуска двигателя, но и стабильная работа всех электросистем автомобиля. В продаже представлен широкий выбор аккумуляторов, каждый из которых имеет свои преимущества и особенности, подходящие для разных условий эксплуатации. Эта статья поможет вам разобраться в ключевых характеристиках, типах батарей и особенностях их выбора.
Содержание:
Конструкция аккумулятора
Автомобильный аккумулятор состоит из пластикового корпуса, электролита (в стандартных батареях это раствор серной кислоты) и погруженных в него металлических пластин. Часть пластин имеют положительный заряд, часть отрицательный, что позволяет создавать электрическую цепь. Верхняя часть аккумулятора оборудована токовыводами – клеммами (положительной и отрицательной), к которым подключаются кабели автомобиля для подачи и получения электричества.
Технология изготовления
В зависимости от состава пластин и электролита выделяют несколько технологий изготовления аккумуляторов:
- Стандартные (WET) – свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом. В состав пластин также входит сурьма, которая улучшает процесс электролиза и делает пластины более прочными. Благодаря доступной цене, широкому диапазону рабочих температур и простоте в эксплуатации модели данного типа пользуются большой популярностью. К недостаткам можно отнести не самый высокий пусковой ток, токсичность и быструю потерю емкости. Бывают обслуживаемого и необслуживаемого типа. Для поддержания в рабочем состоянии моделей обслуживаемого типа потребуется периодически доливать электролит и проводить десульфатацию.
- Ca/Ca – разновидность аккумуляторов, в составе пластин которых вместо свинца используется кальций. Благодаря этому элементу, у батарей уменьшается саморазряд при хранении и склонность к закипанию, но ухудшается реакция на глубокий разряд.
- Гибридные – обозначаются маркировкой «Ca+», «Sb/Ca» или «Hybrid battery». Отличаются от обычных кальциевых моделей тем, что в составе одной пластины содержится сурьма. Обладают теми же преимуществами, что и кальциевые модели, но в меньшей степени, однако цена у них более низкая. Также аккумуляторы такого типа лучше переносят глубокий разряд.
- EFB (EnhancedFloodedBattery) – улучшенная версия стандартных свинцово-кислотных АКБ. Имеют увеличенное количество пластин и добавки в составе раствора, что увеличивает срок службы батареи и значение пускового тока, улучшает устойчивость к вибрациям, упрощает эксплуатацию.
- AGM (AbsorbentGlassMat) – технология свинцово-кислотных аккумуляторов, где электролит впитывается в стекловолоконные маты. Такие батареи герметичны и не требуют обслуживания, так как риск утечки электролита исключен. AGM-аккумуляторы устойчивы к вибрациям, выдерживают частые циклы разряда и зарядки. Они отличаются высокой производительностью в холодную погоду, быстрым восстановлением заряда, достаточно долгим сроком службы (7-9 лет) – и высокой ценой.
- GEL – разновидность батарей с электролитом в виде геля, в состав которого входит оксид кремния. Они полностью герметичны, защищены от утечек, устойчивы к вибрациям, не требуют обслуживания, выдерживают глубокие циклы разряда/заряда и имеют медленный саморазряд. Благодаря высокой термостойкости они эффективны в любых температурных условиях. Главный недостаток таких аккумуляторов – большая цена.
Номинальная емкость
Номинальная емкость аккумулятора измеряется в ампер-часах и указывает, какое максимальное количество энергии батарея способна хранить без подзарядки при заданных климатических условиях за определенный период времени. Если емкость АКБ равна 70 А*ч, значит он сможет выдавать ток силой 70 А в течение одного часа либо ток силой 1 А в течение 70 часов.
Обычно производители автомобилей указывают, батарея какой емкости идеально подходит для конкретной модели. Но с наступлением холодов многие водители задумываются о замене аккумулятора на более емкий, чтобы увеличить ресурс источника питания. Дополнительные ампер-часы действительно могут пригодиться, особенно если в автомобиле установлено много электрооборудования. Кроме того, увеличение емкости АКБ повышает шансы на успешный запуск двигателя в морозы. Однако превышение рекомендованных параметров допустимо лишь в пределах 10-15%.
Снижать емкость аккумулятора не рекомендуется. Хотя установка батареи с меньшей емкостью технически возможна, это может привести к проблемам в процессе эксплуатации. Такая батарея просто не рассчитана на ту же нагрузку, что и «родная». Это может привести к ее быстрой разрядке и преждевременному выходу из строя. Если вы не уверены, какой аккумулятор выбрать, самым безопасным вариантом будет установить батарею с характеристиками, максимально близкими к исходным.
Пусковой ток
Пусковой ток или ток холодной прокрутки – это максимальный ток, который аккумулятор может выдавать при запуске двигателя. Чем выше пусковой ток, тем легче запустить двигатель, что особенно важно при низких температурах. Пусковой ток измеряется в Амперах (А) и указывается вместе со стандартом, по которому определялась величина показателя.
- EN (European Norm): испытание проводится при температуре -18 °C, цифра указывает силу тока, которую способен выдать АКБ в течение 10 секунд. Тест считается успешным, если напряжение в батарее за это время не опускается ниже 7,5 В.
- SAE (SocietyofAutomotiveEngineers): этот стандарт также проверяет аккумулятор при температуре -18 °C. В ходе теста батарея нагружается заданным током, и напряжение в течение 30 секунд должно оставаться не ниже 7,2 В. Если эти условия выполнены, тест считается успешным.
- DIN (DeutschesInstitutfürNormung): испытания по немецкому стандарту схожи со стандартом EN, но напряжение на батарее должно быть не ниже 9 В на протяжении 30 секунд. Таким образом, DIN предъявляет более строгие требования к сохранению напряжения при нагрузке.
- JIS (Japanese Industrial Standards): японский стандарт JIS проверяет аккумуляторы при температуре -15 °C. Тест проходит успешно, если напряжение на полностью заряженной батарее не опускается ниже 6 В.
Полярность
Автомобильные аккумуляторы всегда имеют четко определенную полярность, которая помогает правильно подключить клеммы и обеспечить корректную работу электрической системы автомобиля. Полярность определяется расположением положительной и отрицательной клемм. Положительная клемма помечена знаком «+», а отрицательная – знаком «-». Положительная клемма также может быть немного толще, что дополнительно помогает различать их.
Существует два вида полярности:
- Прямая полярность (1): при установке аккумулятора положительная («+») клемма слева, а отрицательная («-») клемма находится справа.
- Обратная полярность (0): отрицательная («-») клемма располагается слева, а положительная («+») клемма справа.
Очень важно соблюдать полярность при установке аккумулятора: положительная клемма всегда подключается к плюсовому кабелю, а отрицательная – к минусовому. Неправильное подключение может привести к серьезным проблемам, таким как повреждение электроники автомобиля, короткие замыкания, поломки или даже удар током.
Напряжение
Напряжение в автомобильном аккумуляторе – один из ключевых параметров, который показывает уровень заряда батареи и состояние ее работы. Стандартное напряжение для большинства автомобильных аккумуляторов составляет 12 вольт. Однако важно понимать, что точные значения напряжения могут варьироваться в зависимости от состояния заряда, текущего режима работы аккумулятора и погодных условий. При температуре 18-20°С и при выключенном двигателе напряжение аккумулятора обычно находится в диапазоне от 11.5 до 13 В. Во время работы двигателя напряжение может подниматься до 13,5–14,5 В из-за работы генератора, который подзаряжает аккумулятор. Если напряжение сильно превышает эти показатели или падает ниже 13 В при работающем двигателе, это может указывать на проблемы с генератором или аккумулятором.
Размер
Каждый автомобиль имеет определенное место для установки аккумулятора, и важно, чтобы батарея подходила по размерам. Длина, ширина и высота аккумулятора указаны в его техническом паспорте. Перед покупкой убедитесь, что новое устройство соответствует по этим параметрам размеру штатного места.
Один из факторов, определяющих размеры и конструкцию аккумуляторов, это регион производства. Существуют три основных типа корпусов:
- Американский корпус: чаще всего более крупный, с клеммами на боковой части ссылка на категорию. Такие аккумуляторы рассчитаны на работу в экстремальных температурных условиях: как на сильном морозе, так и в жару.
- Европейский корпус: компактный, с клеммами, утопленными в углубления корпуса для дополнительной защиты от повреждений. Подходит для установки в багажнике.
- Азиатский корпус: компактные с выступающими вверх уменьшенными клеммами.
Индикатор уровня заряженности
Индикатор заряженности – это небольшой встроенный элемент на аккумуляторах, который позволяет быстро оценить уровень заряда. Обычно он представляет собой цветной глазок, который показывает состояние батареи: зеленый свет горит, когда батарея полностью заряжена, а красный, когда разряжена.
Система старт-стоп
Система «старт-стоп» автоматически отключает двигатель при остановках (например, на светофорах) и запускает его снова при нажатии на педаль газа, что снижает расход энергии. Для таких автомобилей требуются специальные аккумуляторы, такие как AGM и EFB, так как они способны выдерживать частые циклы зарядки и разрядки.
Выбор автомобильного аккумулятора – ответственный процесс, от которого зависит стабильность работы машины. Независимо от того, выбираете ли вы стандартный свинцово-кислотный аккумулятор, AGM, EFB или гелевую батарею, важно учитывать климатические условия, характер эксплуатации и мощность автомобиля. Подбирая АКБ, соответствующий рекомендациям производителя и условиям использования, вы обеспечите надежную работу автомобиля, продлите срок службы батареи и предотвратите возможные проблемы на дороге.