Будущее автомобилей — машины с автопилотом и Uber
По дорогам уже нескольких крупных городов мира самостоятельно передвигаются машины с автопилотом. Еще в каком-нибудь 2010 году этого нельзя было даже представить, но умный искусственный интеллект и комплексные системы сенсоров достигли таких высот, что с легкостью обходят в эффективности управления авто человека. Для этого им требуется всего ничего — стабильная связь с GPS и интернет-сервисами, а также разрешение местных властей.
Разработкой нужных для таких авто технологий занимаются практически все крупные технологические корпорации — Google, Uber, Tesla, Microsoft и другие. Даже Apple, по слухам, собиралась создать собственную машину с автопилотом и электромотором, но недавно решила не тратить ресурсы на конкуренцию с Tesla и расформировала соответствующее подразделение.
Как скоро машин с автопилотом на дорогах станет больше, чем машин с живыми водителями? Насколько совершенны технологии сейчас и насколько они улучшатся, скажем, через пять лет? Безопасно ли доверять свою жизнь искусственному интеллекту? В нашей сегодняшней статье мы постараемся ответить на все эти вопросы.
Два года назад, в октябре 2014, компания Илона Маска начала продавать машины с дюжиной специальных ультразвуковых сенсоров, расположенных на бамперах и по бокам. Они позволяли авто в критические моменты перехватывать управление на себя и предотвращать аварии — или хотя бы снижать риск для водителя и пассажиров. 14 октября 2015 Tesla обновила прошивку этих моделей — теперь в ней появилась функция практически полноценного автопилота. С ПО Tesla 7.0 Autopilot машины смогли самостоятельно поддерживать скорость, маневрировать в трафике и заезжать на парковку.
Владельцы Tesla, которые получили эту функцию, сразу же начали делиться своими впечатлениями в сети. Все они как один отметили плавность и быстроту работы автопилота, а также минимальное количество ошибок. Ошибки, впрочем, все же случались, и одна из них даже привела к серьезной аварии с летальным исходом (автопилот не смог распознать белый бок огромного трейлера фуры и направил машину прямо в него; специалисты Tesla уже разработали решение проблемы). Но сколько обычных авто попали в аварии за это время? По данным самой Tesla, уже первая версия автопилота смогла снизить количество происшествий примерно на 50%.
Чтобы научить свои Model X, Model S и другие модели ездить без помощи водителя, Tesla долгое время собирала данные с вышеупомянутых сенсоров. По сути, десятки тысяч первопроходцев, которые приобрели машины Tesla, стали соавторами итогового ИИ. Этот подход сильно отличается от подхода, к примеру, Google, машины которой тестируют в небольших количествах сотрудники корпорации.
Но текущая версия автопилота не является полностью автономной. На недавней пресс-конференции Илон Маск заявил, что все новые машины Tesla в будущем смогут получить такую автономность — автономность «пятого уровня».
Инженеры и руководство Tesla надеются, что автопилот «пятого уровня» будет готов к следующему году. Маск рисует совершенно невообразимую картину: свою Tesla можно будет оставить в другом конце страны, а затем с помощью мобильного приложения послать сигнал — и машина сама приедет к владельцу. По пути она даже будет по необходимости заряжать батареи на специальных станциях (оборудование для этого уже давно разработано и используется)!
При этом автопилот будет не только в топовых Model S и Model X. Улучшенную производительность автокомпьютера, восемь цифровых камер и увеличенный массив ультразвуковых сенсоров получит даже недорогая по меркам производителя Model 3. Впрочем, заплатить за автопилот придется отдельно, и обойдется он $8000 (в США).
Получится ли у Tesla довести ПО до ума к следующему году? Этот срок поставлен очень агрессивно. Автопилоту придется уметь правильно и быстро решать, как действовать, в практически бесконечном количестве ситуаций, ему нужно будет уметь распознавать пешеходов, общественный транспорт, регулировщиков, дорожных ремонтников и многое другое. Скорее всего, Маск немного привирает, и «пятый уровень» мы увидим к году 2020 — та же Google занимается тестированием аж с 2009. Но, в любом случае, ждать осталось недолго.
Небезызвестная Uber также видит свое будущее только в контексте автомобильного искусственного интеллекта. В августе этого года в американском городе Питтсбург, штат Пенсильвания, компания начала тестирование собственного ПО на машинах Volvo XC90. К концу года таких автомобилей будет около сотни. Все они оборудованы специальными лазерными датчиками, радарами, камерами и GPS-ресиверами. После этого Uber планирует договориться о покупке подобных машин и с другими производителями.
Конечная цель Uber очевидна, но сама компания предпочитает пока в этом не признаваться. Через десяток-другой лет весь автопарк сервиса будет оснащен автопилотами, и живые водители ему просто не понадобятся. Именно так Uber сможет достигнуть самоокупаемости и прибыли — ведь сейчас она только тратит деньги инвесторов и с их помощью надеется первой закрепиться на еще не сформировавшемся рынке автоперевозок без водителей.
Кстати, не стоит думать обо всем этом только как о способе перевозки людей. Грузоперевозки тоже должны быть роботизированы — та же Uber для этого приобрела небольшой стартап Otto, который занимается разработкой ПО и систем автоматического управления. По слухам, покупка обошлась Uber примерно в $680 млн.
Остается лишь поразмышлять над тем, когда все эти технологии дойдут до Беларуси. Случится это определенно не сразу, но случится точно — в конце концов, когда-то люди не верили даже в открытие в СССР McDonalds. Работу Uber запустили в нашей стране в прошлом году, и с тех пор сервис серьезно расширился, при этом показывая очень высокую скорость роста.
Почти все необходимые технические условия уже есть — карты Google много где достаточно детализированы, а связь машины с интернетом легко обеспечит любой сотовых оператор (особенно «МТС» с 4G). Да и качество поверхности дорог по большей части подвести не должно.
Конечно же, тем жителям РБ, которые хотят в будущем пользоваться авто с автопилотом, нужно будет подождать формирования соответствующей законодательной базы. Это наверняка станет самым большим препятствием, но будущее не остановить — его можно лишь ненадолго задержать.