Cyberpunk 2077: как одна из самых ожидаемых игр в истории индустрии стала такой скандальной

Cyberpunk 2077: как одна из самых ожидаемых игр в истории индустрии стала такой скандальной

Ожидания оправдываются довольно редко. Некоторые игры ждут годами, и за это время ожидания приобретают невообразимые масштабы. Cyberpunk 2077, которая вышла на ПК и консолях 10 декабря — пример того, как завышенные ожидания превращаются в горькое разочарование.

Основой для игры выбрали популярную «настолку», автор которой даже выступил в качестве основного консультанта и одним из продюсеров. Cyberpunk 2077 — первый «большой» проект польской студии CD Projekt RED со времен обласканной критиками и обычными любителями RPG The Witcher 3: Wild Hunt, которую выпустили еще в 2015. Одну из главных ролей в CP2077 сыграл Киану Ривз — один из самых популярных актеров, которого невозможно не любить. Многочисленные предрелизные трейлеры и видео из игры обещали погружение в эклектичный, сексуальный, пропитанный неоном мир будущего — идеальный мир для тех, кто ищет эскапизма.

К сожалению, ничего из этого не стало спасением для игры. Cyberpunk 2077 уже больше двух недель критикуют все, кому не лень — и те, кто надеялся увидеть достойное развитие идей The Witcher 3, и те, кто о CD Projekt RED раньше вообще ничего не слышал. Стоит отметить, что первые рецензии были довольно позитивными — очевидно, что большая часть критиков боялась деструктивной реакции геймеров. Так, одна журналистка отметила, что в игре есть моменты, которые могут вызывать серьезные приступы эпилепсии (их уже убрали), после чего ей массово начали присылать быстро мигающие разными цветами анимированные картинки и видео. Другую журналистку за оценку в 7 из 10 баллов обвинили в непрофессионализме и начали преследовать в социальных сетях. А еще CD Projekt RED просто не дала критикам раньше времени посмотреть на версии игры для старых приставок — PlayStation 4 и Xbox One.

История релиза Cyberpunk 2077 и ее разработки идеально демонстрирует основные проблемы индустрии видеоигр. CD Projekt RED — одна из самых успешных студий в Европе. Теперь всем ясно, что даже многие сотни миллионов заработанных в прошлом долларов не обязательно помогают сделать жизнь разработчиков проще, а итоговый продукт — лучше.

Cyberpunk 2077 изначально задумывалась как история, происходящая в выдуманном калифорнийском городе будущего, в котором любой желающий может стать настоящим киборгом. Главный герой должен был получить невероятную свободу действий, а в 2019 году на выставке E3 было объявлено, что роль его сайдкика сыграет Ривз. Судя по реакции пользователей интернета, этот анонс стал самым главным среди анонсов мероприятия.

Первый видеоролик из игры разработчики опубликовали лишь в 2018 — через пять лет после первого CGI-тизера. Тогда все отреагировали на него с оптимизмом — было видно, что в некоторых аспектах киберпанк-экшена авторы The Witcher 3 пока толком не разобрались, но в целом игра выглядела потрясающе.

Еще в ходе E3 2018 многочисленные журналисты смогли увидеть продолжительную демонстрацию игрового процесса «за закрытыми дверями», после чего написали вполне позитивные статьи-превью. Тогда же CDPR продолжила свои PR-атаки, заявив, что в игре не будет никаких микротранзакций. Все обновения, выпущенные после релиза, пообещали сделать бесплатными. О самой дате релиза твердо говорили только так: «когда будет готова».

После презентации на той выставке CDPR опубликовала заявление с этими словами: «Мы понимаем, что вы с нетерпением ждете уже долго время, и мы не хотим, чтобы вы думали, что мы принимаем это как должное. Наоборот — все это дает нам дополнительную мотивацию. Хайп реален, так что пот и слезы тоже должны быть реальными :)».

В контексте декабря 2020 года эти слова звучат не так уж радостно, не правда ли?

Cyberpunk 2077: как одна из самых ожидаемых игр в истории индустрии стала такой скандальной

CEO CD Projekt RED Марчин Ивински

Изначально выпустить Cyberpunk 2077 собирались в апреле 2020. Затем студия объявила о переносе, назвав в качестве веских причин пандемию COVID-19 и необходимость дополнительной полировки. За этим переносом последовали и другие, и терпение фанатов с каждым объявлением разогревалось еще больше.

В 2019 руководство CDPR прямо пообещало, что обычным сотрудникам студии не придется сильно перерабатывать («кранчить»), чтобы закончить проект. В 2020 большинство из них оказались в многомесячном кранче. Как сообщали источники Bloomberg в сентябре, шестидневная рабочая неделя (с далеко не восьмичасовым рабочим днем) стала обязательной практически для всех разработчиков.

Проблема кранча всегда была проблемой индустрии, но всерьез о ней начали говорить только в последние годы. Профсоюзов разработчиков видеоигр практически нет — защищать их права некому. Даже строгие законы в большинстве стран работают плохо. Те сотрудники, которые открыто говорят о кранче, подвергаются гонениям и просто получают «черные метки», из-за которых их не берут на работу в большинство успешных студий.

Cyberpunk 2077: как одна из самых ожидаемых игр в истории индустрии стала такой скандальной

Даже несколько месяцев жесткого кранча не помогли действительно завершить разработку. Сразу же после релиза интернет наполнился смешными картинками и видеороликами из Cyberpunk 2077 — «сломанными» оказались и версии для консолей (особенно для тех, которые начали продавать еще в 2013), и версия для ПК. Проблемы оказались настолько распространенными и заметными, что CDPR пришлось публично извиниться и предложить всем желающим вернуть деньги за покупку.

Примеры багов варьируются от обычных рывков анимации и проблем с отображением некоторых частей тела персонажей до частых «синих экранов» и сюжетных заданий, которые просто не продвигают историю вперед. Одно можно сказать точно — Cyberpunk 2077 стала главным источником видеоигровых мемов на долгое время.

Еще через некоторое время после выхода Cyberpunk 2077 стало известно, что при превышении размера в 8 мегабайт сохранения пользователей «портятся» — в таких случаях игру приходилось начинать с нуля.

Перечислять ошибки можно бесконечно — вполне возможно, что известны пока далеко не все из них. CDPR, естественно, обещает все исправить — к моменту написания этой статьи уже выпустили несколько небольших патчей-хотфиксов, а два больших патча, которые исправят большую часть недочетов игры, должны выпустить в январе и феврале.

До релиза польская студия рассказывала о планах по выпуску крупных платных сюжетных DLC (в 2021) и отдельной многопользовательской игры на базе CP2077 (в 2022). Теперь эти планы почти наверняка пересмотрели.

В общем, рождественские праздники обычные программисты и тестировщики из CD Projekt RED вряд ли встретили в добром расположении духа. Многие из них, как можно легко догадаться, и сейчас продолжают работу под угрозой увольнения — долгожданный период отдыха после релиза для них так и не наступил.

Тем временем, на CD Projekt RED уже подали в суд от имени инвесторов, которых компания незаконно вводила в заблуждение — так, еще в начале 2020 на совещании с ними топ-менеджмент студии заверял, что Cyberpunk 2077 уже тогда можно было без проблем пройти от начала и до конца.

Заметная часть предрелизного маркетинга тоже оказалась откровенной ложью — от обещаний «глубокой механики взаимодействий с полицией» и безграничной настройки внешнего вида игрока до обещаний огромного количества решений, которые должны были влиять на весь внутриигровой мир.

Cyberpunk 2077 должна стать уроком для всех — и для разработчиков, и для критиков, и для обычных игроков. Первые должны понять, что отдохнувшие и довольные сотрудники лучше справляются со своей работой, выполняя ее качественно и в срок (и за примерами далеко ходить не нужно — они есть и среди крупных студий AAA-класса, и в инди-сцене). Вторые должны обращать меньше внимания на мнения безумных фанатов, и больше — на сами игры и условия, в которых их создают. Третьим остается только посоветовать быть более внимательными и помнить, что корпорации, которые всеми силами пытаются казаться дружелюбными, на самом деле от этого невозможно далеки. Вот где настоящий киберпанк!

Источники Vox.com
© Первый Каталог - www.1k.by

Другие обзоры